Пеший поход по льду на остров Коневец
Февраль 2006г.

 

Оставил недавно на форуме следующее:


Мототоксикоз принимает причудливые формы.
Сегодня, 23 февраля 2006 года, около 8 утра сел за руль авто и поехал в бухту Владимирская. Потом вышел на лед Ладожского озера, и пошел пешедралом в сторону острова Коневец. Примерно в 6 км от берега находится это маленькое чудо природы.
Чтобы узнать побольше, достаточно набрать в поисковике слово "Коневец", и вся информация как на ладони :).
В течение дня, дошел до острова, нагулялся, прошел по дорожкам и тропинкам всю южную часть вдоль и поперек. Побывал и посмотрел все храмы и часовни. Побывал у Конь-камня, достопримечательность. Затем, засветло, пошел обратно. Далее, в автомобиль, и домой.
Ну что сказать, день прошел не зря. Свежий воздух, физическая нагрузка, моральное удовлетворение, и, наконец, сбывшаяся мечта. В первый раз я услышал об этом острове десять лет назад. Первая мысль побывать там возникла три года назад. Сегодня свершилось. Ощущения супер.
И еще, (типа рецепт молодости), около двадцати километров пешком по снегу, и не только ног не чувствуешь, но и все бывшие хвори и дурные настроения исчезают :). Зверский аппетит и крепкий сон гарантированы.


На самом деле, мототоксикоз здесь почти ни причем. Это лишь продолжение давней истории.

Лет десять назад, я ехал по грейдеру Карельского перешейка на старенькой "восьмерке" в сторону деревни Приладожское. Поскольку в эти места автобус ходил нерегулярно, или не ходил вообще, я брал попутчиков и вез их, без денег, просто потому что иначе им не добраться. В ответ, благодарные люди обычно рассказывали про эти места, про рыбалку и охоту, про себя и своих соседей, и многое, многое другое. Однажды я взял парня, из города. Из вещей у него лишь рюкзак и "пенка". Оказалось, что в оставшуюся неделю отпуска он решил побывать на острове Коневец. Казалось бы что особенного. Но, в то непростое время мне думалось, что простые вещи давно забыты. Люди перемещаются только ради денег, еды и прочих насущностей. А тут просто так, на Коневец... Ну да ладно, было и забылось. Но этот парень подарил мне идею, которой, возможно, болел сам…
Со временем я узнал, где находится остров, про его природу, про историю и настоящее. Прочитал, что на острове имеется мужской монастырь.

Решение идти возникло само собой. Вопрос один – когда. Летом тепло, хорошо, но вода не оставляла шансов мне как мотоциклисту. По воде аки посуху не поедешь. Нужно оставить где-то мотоцикл и продолжать путь в одиночку. В настоящий момент такое для меня неприемлемо. Поэтому, как Интернет подсказал мне еще один вариант, следует идти зимой, по льду.
Зимой 2004 года мне не хватило духу. Вода, даже замороженная, к сожалению, не моя стихия. Морально не созрел, и увиливал от похода всевозможными способами – одежда не та, слишком холодно, устал, болею и т.д. Пришла весна, и с ней растаяли все мои планы. Но этот "гвоздь" по прежнему сидел во мне. О Коневце помнил всегда. И осенью, совершая очередной "экстрим", подъехал к берегу, и смотрел на остров, как бы назначая встречу в недалеком будущем. Дальнейшее в основном зависело от того, какая будет зима. Мне нужен крепкий, надежный лед (я ведь сухопутное существо, ведь так?).
Особая благодарность байкеру с ником "Маверик". Именно его рассказы о Коневце, во время покатушек в честь последних выходных лета, разожгли "огонь" с новой силой.

Вот и зима. Проходит ни шатко ни валко. К Новому году немного поморозило. Достаточно, чтобы на небольших озерах образовался лед (по которому мы с удовольствием гоняли на кроссачах :)), но для Ладоги этого мало. Большая вода долго держит тепло, и раньше февраля рассчитывать на ледяной припай не стоило. Но ударили крещенские морозы, потом еще одна волна холода, и, выбегая утром на работу, я каждой клеточкой своего организма чувствовал, как нарастает ледяная твердь на моем будущем пути.
Вот и середина февраля. Ура! Карта ледяной обстановки показала, что вдоль берега образовалась полоса неподвижного льда. Пора.
Итак, все готово – одежда, набор необходимых вещей, фотоаппарат и компас (на всякий случай), бинокль. Поэтому, "...утром, 23 февраля 2006 года, около 8 утра,..." - (и далее по приведенному ранее тексту :))…

На льду, между берегом и островом проложена настоящая дорога. На определенном расстоянии воткнуты небольшие елки – вешки обозначающие путь. На снегу следы – пешие, конные с санями, снегоходные, лыжные и даже автомобильные.
Иду, шаг за шагом удаляясь от большой земли навстречу острову, который пока еще почти не видно. Прохожу мимо рыбаков, удящих свое счастье в глубоких лунках. И вот я совсем один. Снега немного, иногда попадается твердый наст, поэтому идти нетяжело. Ветра почти нет, сквозь легкие облака светит солнце. Мороз градусов двенадцать, а мне уже жарко. В движении не замерзнешь, это факт.

Мысли всякие посещают. "- И с чего это вдруг, я, городской житель, почти пустивший корни в офисное кресло, делаю здесь, посреди ледяной равнины между двумя далекими берегами? Что толкает меня и не дает спокойно наращивать жирок перед телевизором?"
Я иду, обливаясь потом, за ответом на эти вопросы. За новыми впечатлениями, исполняя давнюю мечту. А берег за спиной как-то неохотно отступает, очень медленно приближается другой берег, впереди. Я один.

Постепенно привык идти по снегу, стало легче. На полпути остановился передохнуть, сделал пару фотографий. Разглядывая остров в бинокль, увидел купола монастырского храма. Похоже, дорога ведет к нему. Ну что же, отлично. Вот туда и пойду. Когда до берега оставалось не более километра, меня нагнал снегоход. Водитель, весь в правильной экипировке и шлеме, остановился и стал расспрашивать:
- Куда идешь?
- На Коневец.
- Зачем?
- Погулять, посмотреть.
- В первый раз?
- Да.
(несколько секунд раздумья)
- Хочешь, подвезу.
- Ага. (Еще как хочу!!!)
Быстро застегнулся, ухватился за ручки. прижимая свое тельце к сиденью, пилот открутил ручку и мы понеслись. По моему, снегоход медленно ездить просто неспособен. Передача вариаторная, поэтому газу до отказу и вперед! Шапочка моментально провалилась на брови и уши, встречный ветер свищет, очки прыгают на носу, и одна мысль бьется, не потерять бы их. Остаток пути промчались за считанные минуты. Влетели на берег.
- Ой, Спасибо! Здорово, чесслово, как на мотике.
Пилот махнул рукой и скрылся за монастырской стеной.

Пока осматривался, решая куда пойти, зазвенел мобильник – это племянница поздравляла с днем "защитника отечества". За разговором прошел вдоль стены и оказался во дворе за территорией Коневского Рождественно-Богордицкого монастыря. Сделал несколько фоток, шагнул было в сторону часовни, стоявшей в стороне, но из-за соседнего дома с лаем выскочила большая собака. Чтобы не дразнить ее, двинулся в прочь вдоль берега. (Следует сказать, что дороги, отмеченные на карте присутствуют на самом деле, зимой большинство из них очищено от снега. Четко видны следы трактора, саней и снегохода.) O'k, пойду по дороге в направлении Коневецкого скита. Иду тихим берегом, свысока видна ледяная равнина и, едва различимый в морозной дымке, берег "большой" земли. Но вот и купола церкви скита впереди. Подхожу ближе – и опять слышу лай – это очередной пес. Бежит навстречу, хвостом машет. Но этот совсем другой, веселый какой-то. Скачет вокруг, вертится радостно, норовит запрыгнуть лапами на грудь. Оказалось, его хозяева (тоже туристы) вошли внутрь церкви, а его снаружи оставили, естественно. Вот он и рад любой живой душе. Хотя характер у него, скорее всего, по жизни жизнерадостный. Веселый пес, одним словом.
Я тоже вошел вовнутрь храма. Помещение в стадии ремонта – стены оштукатурены, росписи и убранства почти нет. Но иконы висят. Свечи зажжены, и запах ладана солодит дыхание. Церковь действующая.

Вообще, на Коневце, почти все культовые православные сооружения действуют, несмотря на то, что восстанавливать нужно абсолютно все. Война и советская власть не пощадили ничего. Реставрация идет сверху вниз. Очевидно, что первыми приняли надлежащий вид купола и верхнее обрамление церквей и храмов. Стены снаружи побелены и окрашены, имеют опрятный вид. Реставрация внутренних помещений наиболее трудоемка и затратна, требует много времени. А в условиях изоляции от суши, это имеет еще и свои особенности. Электричество производят немногочисленные дизель-генераторы. Опять же, существует межсезонье, когда лед еще не встал (или не растаял) и остров действительно оторван от суши. Так что полное восстановление северной жемчужины православной культуры дело не ближайшего будущего. Но в принципе, любая помощь здесь принимается с благодарностью, желающие могут помочь в этом святом деле, и личным участием также.

Затем, любопытство сыграло со мной очередную шутку. Глядя на карту, я решил пройти к Конь-камню кратчайшим путем, и двинулся по одной из лесных дорог, прикрытой снегом. После двадцати минут хода стало ясно, что эта дорога не приведет меня к цели. В результате, за час с лишним прошел вдоль южного и западного берега. В награду за путешествие по заснеженному пути, мне были представлены прекрасные виды тихих заливов, поросших тростником и камышом. Наконец то налево повернула дорога, очищенная от снега. Загашалось веселее. И в результате, опять пришел к монастырю, от которого я начал свой путь, но уже с другой стороны. Вернувшись немного назад, поднялся на гору Святая, подошел поближе к Казанскому скиту, осмотрел его снаружи. Внутрь не заходил, не желая вмешиваться в уклад жизни обитателей этих мест.

В завершение своей экскурсии, я все же вышел к Конь-камню. Я просто не мог уйти отсюда, не повидав эту достопримечательность. Это огромный камень, служивший в древние времена местом поклонения язычников. Православная Церковь поставила на камне часовню, к которой можно подняться по узкой, аккуратной лестнице.
Кстати, интересное наблюдение. Тишина на острове такая, что у меня начались слуховые галлюцинации. Пока иду – слышу шум моторов, далекую музыку, голоса. Но стоит остановиться – и ни один звук не нарушит спокойствия острова. Даже птиц не слышно. Здесь же, у часовни отдыхая, стоял долго, и на конец услышал настоящие звуки. Два раза вскрикнула птица, потом другая, немного в стороне. Где-то прозвенела бензопила, пророкотал мотор трактора. Жизнь на острове идет своим чередом. Но в спешке ее не понять, не увидеть и не услышать.

Настала пора идти домой. Зимний день короток, нужно успеть засветло вернуться обратно, к машине. Выхожу на берег, оглядываюсь. Тишина и спокойствие провожают меня. Пора.
Не скажу, что обратный путь был дольше и труднее. Я уже довольно устал, чтобы думать о времени и расстояниях. Просто шел, шаг за шагом, от вешки к вешке. Несколько раз останавливался для отдыха. Оказывается, что лучше всего отдыхать лежа:), расслабляешься полноценно. Во время "лежки" посетила мысль, что до острова вполне можно добраться на мотоцикле, на легкой эндурке, к примеру. Мысль понравилась, но как добираться до озера? Ехать по шоссе зимой - совсем не подарок.

Вот и берег. Ног почти не чувствую, но прежде чем сесть в машину, иду на пристань Владимирской бухты. Стою, облокотившись на парапет, отдыхаю. Навстречу, со стороны озера, идет рыбак с ящиком и ледобуром, как положено.
- Чего скучаешь?
- Отдыхаю, – отвечаю ему.
- Отдыхать надо там. – и показывает на простирающийся до горизонта лед.
- Хорошо, как-нибудь в следующий раз. – отвечаю ему.
И улыбаюсь.

 

 

 

konevets-02.jpg (9630 bytes)

Половина пути. До острова еще далеко. Видны вешки, обозначающие дорогу.

 

 

konevets-29.jpg (7989 bytes)

А вот уже видны купола монастырского храма.

 

konevets-26.jpg (17919 bytes)

Коневский Рождественно-Богородицкий мужской монастырь.
Вид со стороны берега.

 

 

konevets-09.jpg (11793 bytes)

Коневецкий скит.

 

 

konevets-16.jpg (23943 bytes)

Казанский скит на горе Святая.

 

 

konevets-13.jpg (23321 bytes)

 

konevets-14.jpg (22605 bytes)

Лесные дороги.

 

 

konevets-20.jpg (27618 bytes)

Часовня на Конь-камне.