Поездка на озеро БРОСНО (Тверская область)
Первомайские выходные 2006 года

 

    Подходит к концу 2006 год. Вот и глубокая осень на дворе. Хочется тепла, и я снова рассматриваю фотографии прошедшего сезона. От конца к началу. Осень пролистывается на экране, небо затянуто, моросит дождь, веет прохладой. Затем последние выходные лета – тепло, грибы, лес. Потом июль, жара, благодать. В это время хочется ездить в джинсах и футболке, и только благоразумие заставляет упаковываться в мотозащиту. И снова похолодало – это ранняя весна, Валдайская возвышенность, Селигер, озеро Бросно…
Вот, собственно, о нем и пойдет речь.

Краткая справка и ссылки в Интернете (наберите слово "Бросно" в Яндексе, и будет вам щастье)

…Озеро Бросно — легендарный водоём в Андреапольском районе на западе Тверской области, где, согласно показаниям очевидцев, якобы, ещё с XIX века обитает большое хищное животное. Как гласят письменные свидетельства, в августе 1854 года на Бросно видели «чудище», точные описания которого не сохранились…
…Озеро хранит в себе какую-то загадку. Достаточно сказать, что измерение глубины Бросно показало, что в некоторых местах глубина его достигает 120-160 метров. Это говорит о том, что Бросно — самое глубокое озеро в Европе…
… На первый взгляд, вся эта история с чудовищем похожа на сказку. Но как человек, побывавший на Бросно, могу сказать, что место это действительно загадочное. Я думаю, что-то необъяснимое там есть…
…можно предположить, что и в России, в Тверской области, в озере Бросно, обитает родственник Неси – динозавр, доживший до наших дней… судя по всему, само озеро Бросно - это только внешняя часть обширной системы подземных карстовых озер и проливов, имеющих протяженность до Балтийского моря…
    И уж самая жуть написана на http://www.notlearning.ru/interesting/121/ (однако в несколько юморном стиле).

Вот такое вот место мы решили посетить. Вам еще не страшно?

Конечно же идея съездить на Бросно принадлежит Атосу, т.к. это "его места". Озеро Селигер и его окрестности он любит и знает. Есть тысяча прекрасных уголков, где он побывал. И Юра с удовольствием делится красотами с друзьями, приглашая иногда в поездку на красивейшие места этой святой земли.
Так было и в этот раз, раздался телефонный звонок, и Атос выложил идею прокатиться на Бросно в первые майские праздники. Конечно, он уже все придумал, мне же осталось только воспользоваться плодами его щедрой фантазии, и ничуть не колеблясь принять его приглашение. :).
    К тому же, у меня была еще одна ВЕСКАЯ причина. Накануне сезона, я замутил очередное усовершенствование мотоцикла. С помощью термостата от ВАЗа, я "разогрел" двигатель Юнкера до автомобильных температур – и мотик реально побежал. Поэтому хотелась поскорее поехать в достойную поездку, чтобы испытать ходовые качества обновленного мотоцикла.

    Сборы, подготовка, планы, все как обычно. Вещи упакованы – имеется на чем и в чем спать, из чего есть и пить, одежда теплая, и все такое. Запчасти некоторые, инструмент и пара свечей, пригодились, однако, в пути.
Утром выехал из гаража. Мотоцикл еще не был толком опробован в боевых условиях и пробег составил около 500 км с начала сезона, поэтому начал движение, прислушиваясь и присматривая за ним. Ходовая часть не вызывала опасений, за зиму все перебрал и устранил косяки прошлого сезона. А вот двигатель был на особом контроле. Теоретически, все должно работать. Схема подключения термостата от ВАЗ 2101 типовая, детали серийные, что еще надо? В общем, поехали. Дорога все покажет.
    Проехал кольцевую, вышел на московскую трассу, и первая остановка. Не тянет мотоцикл, и все тут. Оказалось, одна из свечей умерла. Обуглилась буквально. Вкрутил другую, и с успокоительной мыслью – типа фигня, свечки с прошлого сезона, вот и дохнут, поехал дальше. Без проблем прошел почти триста километров, заправил полные баки в Крестцах. Потом пошел поворот на Демьянск, и дальше, дальше, по знакомой грунтовке, в сторону Осташкова.
    В Осташкове заправился опять, на всякий случай, т.к. нужно ехать до Андреаполя, а обсохнуть не хотелось. Мотик шел хорошо, даже прекрасно. Тянул, разгонялся, резво шел на обгон, иногда требуя затянуть сцепление пожестче (проскальзывало).

Вот пишу эти строки, и вдруг реально ощущаю запах двухтактника. Аромат сгоревшего масла и бензина, ни с чем не спутаешь. Даже любая чадящая четырехколесная помойка, сжигая масло убитым движком, не способна имитировать его.
Как сейчас, помню ощущение ветра, солнца, рокота мотора и едва заметного выхлопа с неповторимым горьковатым запахом мотопутешествия.

    Позади Пено, в нем дорога пролегает между двух озер, красиво очень. А впереди Андреаполь. Место неприветливое, какое-то. При въезде шлагбаум, но открытый. Заправился снова, т.к. впереди предполагалась грунтовка, и скорее всего заправится негде. Местная АЗС рассмешила своей наглостью – в бак влезло чуть ли не в полтора раза больше собственного объема, при цене бензина большей, чем в других местах. Хотел было возопить, но огляделся вокруг, на обшарпанные дома, дороги так себе, ощущение необжитости, и подумал, может быть эта заправка весь городок корми. И не стал качать права. Им жисть и так не в радость, пусть это будет моим маленьким подаянием.
    Поехал дальше, уже по направлению к озеру, мучительно пытаясь вспомнить карту дорог. Перед светофором, остановился я, и слева притормозил мужичок на Жигулях. Распознав питерские номера, он попытался завязать беседу, а я же, в свою очередь, стал выпытывать путь до озера Бросно. Мужичок уверенно сообщил, мол повернешь там-то и едешь через то-то потом туда-то. Вспоминаю опять карту - ну да, вроде поеду по нижней дороге, затем поверну на север, вдоль озера, и буду ехать, пока не встречу ребят.
Как бы не так. Первый же населенный пункт оказался "зоной". Причем шлагбаум опять оказался открыт, а на предупреждающий щит я конечно начхал. И пока не оказался рядом с характерным КПП и забором с колючей проволокой, так и не "въехал", куда же я попал. Спа-а-сибо добрый человек! Направил в родные, так сказать пенаты! Теперь то я понял, отчего такая хмурость в этом городке…
    Пришлось срочно разворачиваться и ретироваться под равнодушно-хмурые взгляды внешне одинаковых людей, в одинаковых одеждах, сидевших на бревнах напротив ворот. На полпути обратно к Андреаполю я включил таки мобильник и на меня высыпались разом красноречивые SMS-ки и телефонный звонок от Атоса...

По поводу того, как я отношусь к мобильной связи, я уже много выслушивал "добрых" слов от своих друзей и родственников. А именно по следующей причине. Обычно, когда я покидаю Санкт-Петербург и Ленинградскую область, мой Скайлинк обычно перестает работать, но МТС я тоже не включаю. Типа я же еду, зачем он мне нужен, если на звонок ответить некогда. А потом, уже рядом с точкой прибытия, чего зря трезвонить, если уже скоро буду на месте. К тому же, мой старый телефон, похожий на маленькую рацию, частенько глючит – зачем его вообще включать. Да и баловство все это - если не звоню, значит все в порядке, а вот ежели что случится, тогда да… Вот по этой то причине был руган нещадно и неоднократно, а недавно пришлось поклясться, что приобрету самый простой, но работоспособный мобильник и буду ВСЕГДА! держать его включенным, несмотря ни на что :).

    Выслушав вежливое мнение обо мне и моем телефоне, я таки узнал, что Атос и Алекс ждут меня в сердце Андреаполя (у шлагбаума), и готовы сопроводить меня на озеро Бросно правильным путем. О, спасители! Без вас я бы блуждал по дорогам очень и очень долго, так как в этом городке живут потомки Ивана Сусанина, которые заводят доверчивых мототуристов в места неприветливые и, наверное, небезопасные.
    Наконец-то встреча, приветствия, обнимания и все такое. Поехали. Атос на Кавасаки Вулкан 1500, я на Иж-Юнкер, Алекс на Иж-Планета. Красиво едем. Дорога тоже ничего, сначала асфальт, потом хорошо укатанный грейдер. Настроение классное, проезжая через деревню, бибикаю девчонкам, которые сидят на лавочке возле магазина, вытянув в нашу сторону шеи. Еще немного, и ребята превращаются в проводников, они едут по каким то проселкам, петляют, поворачивают возле вросшей в землю сельхозтехники, но не сбиваются и следуют намеченному пути. Еще бы, впереди "база", палатки, костер, горячий супчик…
    Да-а. Если хотите узнать, как нужно хорошо отдыхать, езжайте с Атосом (если он вас пригласит, конечно). Отмечу особо, не с размахом, это когда сервелат и икра размазаны по газону под аккомпанемент модной группы, и не ужорево с ящиком водки на рыло и без закуски, т.к. "ее родимую и будем кушать"... А самый что ни есть правильный отдых, с душевными и плотскими утехами для измученного цивилизацией человека. Когда можно и птичек послушать, и закатом полюбоваться, и поесть шашлыка и салатика вволю, и пива, сколько душа пожелает и водочки, но в меру и удовольствия и здоровья для. А также рыбки половить, костер пожечь, поговорить, послушать, и т.д., и т.п. И при этом не экономить на мелочах, мангал, примус, раскладные стулья и прочие приятные вещи тоже присутствуют.

    Однако отвлекся от супчика :). База находилась в низинке, на берегу озера. Кусты закрывают от ветра, дующего от воды, невысокие холмы окружают с трех сторон, в близком лесу много сухих дров для костра. Хорошее место.

В лагере нас ожидали Наташа, и новый для меня человек – Николай. Его белая "пятерка" выполняла роль Safety Car – автомобиля сопровождения, в багажнике которого привезли множество приятных вещей, сделавших наш отдых комфортным и приятным. Поскольку мы ехали долго, они успели и супчик сварить :), и салатик нарубить :):), осталось только стол накрыть.
    Подъехали, встали рядком, красивые такие, в кожах и шлемах, как три богатыря, мотоциклы рычат, фары светят. Наташа сделал фотку и мы спешились. Встреча, чмоки, и все такое. Быстренько собрали стол, подняли стопочку за приезд и рубанули супчика с салатиком, наконец то :).

    Сидели долго, разговаривали. От ребят узнал, что их путь на Бросно был более тернист. Они отправились на день раньше, и выступили в качестве первооткрывателей. До Андреаполя добрались уже ближе к вечеру, а дальше следуя сусанинским советам и таким же картам, пытались найти дорогу к озеру. Заплутали, а вскоре и темнеть стало. Пришлось вставать на ночевку, тоже на озере, недалеко от предполагаемой цели поездки. Ничего так, говорят, водоем приличный, но движение довольно активное, и грязновато. Туристы и аборигены загадили место. Поэтому утром решено было не задерживаться, а двигать дальше. Не знаю, что они сделали с местными жителями, но они указали таки правильный путь. (Наверное они скормили всех несговорчивых "языков" бросненскому чудовищу :)).
    Места красивые. Дорога петляет, то уходя вниз, то поднимаясь на невысокие холмы. При подъезде к низинке, справа возвышается церковь, давно уже не знавшая звона колоколов. Окна глядят пустыми глазницами, на куполе покосившийся крест. Она как символ общего запустения, постигшего этот край. Если церковь остается без службы, то и избы смотрят на небо сквозь дырявую кровлю. Грустно.

    Но малонаселенность имеет свои плюсы, природа расправляет свои крылья, топит ненужные дороги в болотах, делает свои самые лучшие места малодоступными, скрывает их за деревьями и кустарниками, и только самые любознательные и настойчивые добираются сюда. Да, кстати, Атос как раз первым делом сказал, что "дороги там НЕТ!". На карте есть, а на самом деле нет. Хорошо я бы выглядел, если бы решился пробиваться по нижней дороге, и далее к северу вдоль озера. Как раз бы к утру добрался, пройдя практический курс off-road.
    Солнце понемногу садилось, и опустившийся туман заместил дым от горящей травы. Даже в этой глухомани жгут прошлогоднюю траву. Зачем?
    Поначалу мы побаивались, как бы пламя не подобралось к палаткам, но не стало огня, не стало и страхов. Спустилась ночь. Мы жарили мясо, пили пиво, разговаривали. Костер освещал своими бликами нас, и мотоциклы вокруг.

   

В какой то момент, я обратил внимание на росу, выпавшую на ветровичок Юнкера. Машинально провел рукой, а на ладони иней! За "бортом" минусовая температура. Мда-а, свежая ночка предстоит. Ну да ладно, переживем. Не новички. Вскоре улеглись спать. Действительно было холодно. Спальник пришлось затянуть настолько, что для дыхания осталось малюсенькое отверстие, иначе обмороженный нос был бы гарантирован.
    Прежде чем уснуть некоторое время прислушивался – а не бродит ли Бросненское чудовище? Ничего не было слышно, даже ветер утих. Постепенно уснул, и не просыпался до самого утра.
    Утром встал довольно рано, Все еще спали, следов монстра не наблюдалось :). Чтобы скоротать время, пошел на экскурсию. Берег простирался дальше, и за густым кустарником находилась еще поляна. Дальний край ее тонул толи в заболоченной низине, толи в заросшей речушке. Пройти, а тем более проехать там, просто невозможно. Зато край, противоположный от озера, шел на возвышение, и среди крупных камней торчали пни старых лесозаготовок. Окончив осмотр, вернулся обратно в лагерь. Постепенно поднялся ветерок, дремавший со вчерашнего дня. Своим движением он сдвинул ледяную пластину, простиравшуюся от берега до берега, и лед зазвенел. Лед наползал на берег, ломался под своим весом и большими кусками скатывался по гладкой поверхности обратно, издавая звук ломающегося стекла. Я взял в руки один из кусков – прозрачный, тонкий, как пятимиллиметровое стекло, хоть в окна вставляй :).

    Вскоре наш лагерь пробудился, стали готовить завтрак. Шутили, что слышали сдавленный вопль, просивший пива. Завидует чудище, охмелиться хочет, а кроме воды, в озере ничего не водится :). После завтрака, решили обследовать близлежащие территории на мотоциклах. Двинули в сторону той самой поляны, но далеко углубиться не смогли. Дороги терялись среди камней и кустов. В этом месте были только застарелые колеи , оставшиеся после лесозаготовок, и проехать на мотоциклах не было возможности. Тем более, что двое из нас передвигались совсем не на эндуро. Кавасаки Вулкан, и Иж-Юнкер, вроде как чоппера, и прыгать по камням не предназначены. Поэтому решили разведку на этом завершить, а место для будущей летней стоянки считать найденным. Потом, начались просто покатушки по близлежащим дорогам. Попытались обучить Николая вождению на мотоцикле. Человек, никогда не управлявший байком, испытывает примерно одно и тоже. Сначала непонимание, боязнь, но тем не мене движение. А далее все зависит от эмоциональности. Некоторые визжат от восторга, а Николай просто сказал, что ощущения необычные, но достаточно интересные. И они стоят того, чтобы это попробовать.

    В течение дня занимались заготовкой дров, сбором мусора, своего и чужого – природу надо беречь. Погода стояла отличная. Светило солнце, было тепло. Кусты защищали от ветра со стороны озера. Мы наверное чуть-чуть загорели.
Как заядлые мотоциклисты, мы решили уделить немного времени своим коням. Я хотел выяснить, отчего провисла и загремела приводная цепь на Юнкере, а Атос решил разобраться с дребезгом приборки. Приятные хлопоты владельца японского байка :). Алекс  ему помогал, попутно они сняли бак, добрались до воздушного фильтра. В общем, знакомство с "япономать" состоялось, и оно было интересным.

    У Юнкера же оказалось, что загнуло ухо натяжителя цепи по непонятной причине. Отрихтовал, затянул ось покрепче, до дома доеду, а там разберусь, что к чему.
    После обеда опять костер, разговоры, общение. На этот раз запалили два костра – один для души, а второй для сжигания мусора. Возле лагеря насобиралось достаточное количество алюминиевых банок и пластиковых бутылок. И весь этот мусор поглотило пламя, даже алюминий сгорел без следа, остались только прожженные железные замки, которые сгниют через год без следа.

    Постепенно стемнело, и над землей опустилась ночь. Атос зажег осветительный фонарь, работающий на бензине, и стало светло как днем. У Юры имеется множество интересных вещей. В этот раз мы опробовали новенький мангал, готовя мясо на решетке, а также примус, на котором кипятили чай. (Через полгода меня просто поразит огромный навес-шатер, защитивший от ветра и дождя отнюдь немаленькую компанию.) И опять посматривая в сторону озера, мы шутили, что Брося опять захочет пива, но ей не достанется, так как мы и сами не дураки, и пьем его с удовольствием.
    Разошлись, наверное, поздно. Времени не наблюдали, поскольку телефоны все отключены, т.к. при отсутствии связи, сажать аккумуляторы не имело смысла.
    В принципе, отправить SMS-ку или сказать пару слов можно было, но для этого нужно основательно побегать по близлежащим холмам в поисках проблеска приема.
    Утро опять встретило морозцем. Мотоциклы стояли покрытые инеем. Утреннее солнце не торопилось растопить его. Готовясь к завтраку, Атос обнаружил в кружке "утренний" чай, и не без удовольствия продемонстрировал, держа за нитку от пакетика его целиком, в виде замороженного цветного кусочка льда, вместе с пакетиком. Мороженого никто не желает?

Эх, хорошо здесь, но пора собираться домой. Сегодня 1 мая, последний день выходных, и надо успеть вернуться домой. Желательно до темноты. Основные вещи и снаряжение упакованы и загружены в safety car пятой модели Жигулей. Свои же вещи я навьючил на Юнкер, который сразу стал похож на ослика с поклажей.
    Еще раз осмотревшись вокруг, попрощались с этим красивым озером, с Бросей, которая нам так и не показалась, двинули в обратный путь. Дорога шла по проселку, среди одичавшей природы, мимо брошенных строений и нетронутых полей и лесов.

Наконец выезжаем на грейдерную грунтовку. Здесь я прощаюсь с друзьями, поскольку время поджимает, и нужно успеть проехать на Иже более шестисот километров, а на это потребуется максимум движения и минимум остановок. Сразу набираю скорость, и смотрю, как в зеркале заднего вида удаляются мои друзья, машут руками. Расставаясь, мы рассчитываем на скорую встречу посреди лета, так оно и будет. А сейчас ехать, ехать и ехать.

    Путь домой, всегда кажется короче, но не всегда он быстрее. Домой поспеваю лишь к одиннадцати часам вечера. Остались много фотографий, масса воспоминаний. Хочется совершить подобную поездку еще раз.

 

 

    На обратном пути опять "умерла" свеча левого цилиндра. Я тогда еще не понял, в чем причина. А ведь это были симптомы проблемы, которая проявится на обратном пути из Вологды. Но это уже в следующие майские праздники, и уже совсем другая история.