Памяти Саши Лебедева и Олега Весман посвящается.

 

    Приятно сидеть дома на диване с теплой кошкой на коленях, и читать о покорителях Севера. И представлять себя на их месте, мечтать о невероятных и героических приключениях. А мечты, если задуматься всерьез, склонны сбываться. Поэтому –

ХОТЕЛИ СЕВЕРА – ПОЛУЧИТЕ!

KOLA_ALL.jpg

02 июля -15 июля 2008г.

    Этот поход действительно родился под впечатлением прочитанного и услышанного. Служили в тех краях друзья, писали о своих путешествиях туристы, и художественная литература, усвоенная в далеком детстве, внесла свою лепту. Хотелось на север. И, наконец, в 2008 году мечта стала реальностью. Наша маленькая компания, в первых числах июля отправилась в поход по Кольскому полуострову. Неизгладимые впечатления, полученные в пути, легли в основу этого скромного отчета.
   
Но прежде всего хочется сказать слова огромной благодарности и признательности:
Мурманским мотоциклистам – Геннадию за ценнейшие советы, которые помогли сориентироваться, и проложить маршрут по Кольскому полуострову. Саше "Авария", и Алексею за встречу, обогрев и приют по возвращении с Рыбачьего. Всем жителям сурового северного края, показавших, что нет в мире ничего теплее добрых человеческих отношений. Но это будет впереди, а сейчас -

Поход начинается.
    В половине одиннадцатого утра, мы стартовали из Санкт-Петербурга по мурманскому шоссе на мотоциклах одинакового происхождения (HONDA XR250). Позади торопливые сборы, впереди одна большая, и пока еще неясная цель – "ТУДА!", на Север. Зачем? А зачем вообще ходят в походы? - вопрос риторический, ответ не требуется. А пока что задача одна, за два дня достичь славного града Мурманска и успеть получить пропуск в погранзону до наступления выходных дней. А там уже и с маршрутами разберемся, и сложность выберем по своим силам и желаниям (а желаний у нас ...)))

   

    И пока лента шоссе вьется под колесами, все же внесем ясность в цель похода. Формально, мы хотели достичь крайней северной точки европейской части материка – мыс Немецкий на полуострове Рыбачий. А если смотреть более широко, то проехать по северу не прямой линией, посмотреть множество интересных и новых мест. И не обязательно находящихся рядом, или по пути. В анкете, заблаговременно отправленной в погрануправление г.Мурманска, мы указали такой обширный географический список, что в результате нам разрешили побывать везде, где душа пожелает.
    Солнышко сияло, настроение отличное - быстрее, быстрее вырваться из обыденной суеты. Чем дальше уходили от Питера, тем меньше машин встречалось на трассе, а сама дорога была не то чтобы интересная, но и не скучна, поэтому километры пролетали быстро.
    Вскоре возникло ощущение, что мы спортбайкеры))). Мы обгоняли самые навороченные авто! Шоссе не везде идеальное, встречается много битого асфальта. И в Ленинградской области, и в Карелии, и Мурманской области тоже. Особенность наших мотоциклов такова, что хотя мы едем небыстро, но и скорости не сбрасываем. А вот попутные машины сбрасывают, еще как. Поэтому частенько приходилось объезжать и уворачиваться от их непредсказуемых маневров перед очередной серией ям. В общем, неслись все 850 километров до первой остановки -

в Кеми.
    Видимо вошло в традицию, проезжая по Карелии, останавливаться гостем у одного хорошего и веселого человека – Эдика. Он эндурист и джипер, наш человек))). Кто здесь только не побывал – наши, иностранцы, даже из Новой Зеландии туристы ночевали в его живописном и очень уютном домике на берегу Белого моря. Эдик был на смене, поэтому встретил нас и проводил к месту ночевки его приятель Владик со своей женой. Они же и подсказали, где в Кеми можно найти интересные места – хорошо сохранившиеся декорации съемок фильма "Остров" и водопад на реке Олонга. А ночь все не приходила - восхитительный северный закат растекался над Кемкой. Солнце лениво и неохотно закатывалось за горизонт, еще долго подсвечивая красным цветом дома и ограды. Деревенская тишина вокруг...

       

               

               

    Второй день пути прошел не так стремительно. Да, мы опять обгоняли автомобили (битого асфальта стало больше), но и чаще останавливались. То сфотографироваться, то чаю попить, то просто красивое место посмотреть. Отметились фоткой у стелы "Полярный круг".

       

    И все же, Кемская волость запомнилась как разбитая дорога, уходящая в горизонт с небольшими спусками и подъемами, по краям - болота с вкраплениями каменных гряд, небольшие озерца и речушки. Но после Кандалакши пейзаж сменился и стало интереснее – на горизонте выросли горы. Они не приближались и не удалялись только молча наблюдали за нами со стороны. Дорога легла между ними узкой ленточкой, скрываясь за горизонтом.

    Про горы могу теперь сказать ответственно – они мне нравятся. В походе, в пути я мог засыпать или хандрить, во время движения по скушной равнине, но в горах все дурное настроение пропадало. Затаив дыхание, смотрел на далекие Хибины, следил за очертаниями гор вдоль наших дорог, с нескрываемым удовольствием взбирался по извилистым колеям на каменистые склоны на немецкой дороге и полуостровах. Даже рукотворные горы из отвала в Мончегорске поразили меня своей масштабностью.

   

    Нужно сказать, что с пересечением Полярного круга заполярье как бы и не наступило. По краям дороги тот же лес, в воздухе тепло, и вокруг никакой тундры))). Изменение природы, во время пути, происходило постепенно, незаметно. Лес становился ниже, сосны из строевых становились невысокими и сучковатыми, пока не исчезли совсем (но это уже гораздо севернее). Березы тоже, с каждой сотней километров, увядали в росте. Из стройных красавиц переходя в кривоватые стволики, больше похожие на кустарник. Между Петрозаводском и Кемью поля сменились болотами, цветущими в это время года - для них наступила весна.

    Дорожное покрытие тем временем лучше не становилось. Участки отменного асфальта сменялись битым, и я радовался, что еду на легком эндурике. Все дорожные неприятности легко объезжались, а если и случалась промашка, то длинноходные подвески с легкостью проглатывали ямы и ухабы. Среди прочих неприятностей отмечу заправку в Лоухах (Карелия). Бензина там нет, и похоже, не будет никогда. На посту ДПС так и сказали – "заправка вот она, а бензин только через сто километров." (!!!) Так и ехали, на запасах в пластиковой таре.

Про то, как запасать топливо. Канистру решили не брать - громоздкая. Бензин возили с собой в двухлитровых пластиковых бутылках, обмотанных скотчем и смотанных по две. Так они меньше склонны расползаться, и рассовать-закрепить их проще. У меня была еще пластиковая банка от тосола на четыре литра (бак у меня маленький), плюс супер-резерв, литр с небольшим в кармане багажной сумки. До Мурманска и Печенги ехали пока еще с "полупустыми баками", а вот когда выступили на полуострова, то заправились под завязку. Там топлива взять уже негде.

    Погода нас баловала, тут вам и солнышко, и ветер теплый в лицо. Но перед Мурманском заходили тучи, задул пронизывающий ветер, и мы встали на очередную ночевку в предчувствии смены времени года. И не ошиблись, потому что, по прибытии в этот северный город, мы попали -

из Июля в Октябрь
    "Жаркое лето" в Мурманске закончилось "только-только вчера". Об этом нам сообщали буквально все. Мы кивали головами и делали вид, что так оно и есть, но пока сами не увидим и не почувствуем эту жару - не поверим)))
    С утра небо затянуто, дождик временами, и ветер. Дул он с севера, плотно, ровно и очень сильно. Ручку газа приходилось откручивать на полную, а на подъемах вообще переходить на передачу ниже. Ну не обладает такой силой моторчик объемом со стакан))).
    И тут уже радуешься дождевику, потому что не только от дождя защищает, но и от ветра холодного. Нет-нет да и взгляну, что там "снаружи" творится, т.е. вокруг)). Исчезли хвойные деревья, березки превратились в кусты, тундровый пейзаж проявился отчетливей. И холмы, низкие горы на горизонте.
    И так в пятницу утром, в дождь, при температуре плюс шесть градусов и жутком ветре мы прибыли в этот –

удивительный город, где живут замечательные люди.
    Наверное нам очень повезло, и Мурманск встретил нас гостеприимно. Как рассказывают очевидцы, первый визит часто бывает неудачным, ну не находится контакта с мурманчанами. А в этом походе все сложилось очень удачно. На первый же звонок по заранее записанному телефонному номеру, отозвался Геннадий, подсказал где нужно получить пропуск в пограничную зону. Ввели точку в GPS и поехали, доверясь навигации. Прибор не обманул, вывел прямо на цель и охранник слегка обалдел, когда мы "свалились" с горы, с обратной стороны от КПП :). Вскоре подъехал Гена и проводил нас в свой прекрасно оборудованный и теплый гараж. Знаток своего края, мототурист, он рассказывал про достопримечательности, маршруты, про то, куда стоило съездить, а где делать нечего. Мы слушали, и постепенно НАШ маршрут обретал конкретные черты. Узнав, что в Печенге есть заправка, решили ехать до нее, и уже оттуда двигаться на полуострова.
    Не теряя лишнего времени, отправились в путь. Сфотографировались на память у Мурманской стелы, попрощались, затем пресекли Кольский залив по великолепному мосту и, проехав немного, остановились у мемориала в поселке Абрам-Мыс. С высокого берега смотрели на город. Серая пелена дождя неслась над крышами домов, внизу находились огромные, но с высоты такие маленькие портовые краны и корабли. А на далекой горе над городом стоял "Алеша" - памятник защитникам заполярья. Здесь пахнет войной, ее запах пропитал эту небольшую сопку насквозь.

           

    Ну все, теперь точно поехали, направление на Титовку (погранпост, проверка документов) и далее на Печенгу. По пути останавливались возле памятников, заглянули на Генерал-гору. Там, в вырубленных пещерах располагался штаб гитлеровских войск. Окопы, выполненные в скальном грунте, опоясывают гору, внизу за нешироким болотом, протекает река Западная Лица. Крупповская колючая проволока до сих пор остра - в наших дождевиках появились первые дыры.

               

    Постоянно дул сильный ветер с севера – северо-запада. Поддерживать скорость удавалось с трудом, несмотря на то что ручка газа выкручена полностью. Мотоцикл периодически сносило к осевой, на мокром асфальте заднее колесо проскальзывало. И опять же, дождь и температура воздуха примерно плюс четыре, и ветер, ветер... Отныне, эти погодные условия сопровождали нас во время всего путешествия на Рыбачий.
    До Печенги (около 120 км) ведет очень приличное шоссе, не считая десятка километров снятого и битого асфальта сразу после Мурманска. Но доехал я в состоянии, близком к депрессивному. Ветер - на большой скорости он просто выматывал. Я начал отставать. Наконец, за одним из многочисленных поворотов показался -

поселок Печенга,
где нужно было запастись бензином.
    Чтобы добраться до АЗС, нужно въехать в поселок, затем на круговом перекрестке повернуть налево и двигаться по дороге примерно километр. Здесь мы залили бензин во все заранее заготовленные емкости. И снова хочется отметить, что жители севера с пониманием относятся к "сумасшедшим туристам". Когда мы стали лить бензин в пластиковые бутылки, пытаясь попасть тоненькой струйкой в горлышко (что вообще недопустимо у нас в Питере, к примеру!), заправочная колонка стала вырубаться. И тогда заправщица со словами "Так у вас ничего не получится" вышла к нам и вынесла воронку. Спасибо огромное! И за воронку в том числе.
Хотели сразу повернуть в горы, но дорога через стрельбище оказалась перекрыта – в этот день действительно стреляли.

    Такое может быть только тут, на Севере. Действующий полигон, идут учения, а тут какие-то туристы. Но солдаты из оцепления не прогнали нас, а спокойно и даже как-то дружелюбно поговорили с нами. Сообщили, что стрелять закончат часам к двенадцати, но может быть и раньше. Ну а потом езжайте. Более того, даже поитересовались, знаем ли мы как ехать проехать и где сворачивать. Вот так бы у нас на полигоны пускали)))

    Пришлось искать место для ночлега в лесочке у одного из многочисленных озер. И правильно сделали, в горах ночевать было бы сложнее, хотя бы из-за недостатка дров. Утром, под сопровождение мелкого дождика собрались в путь и через опустевшее стрельбище вышли на первый этап маршрута, называющийся -

Немецкая дорога.
    В те времена, во время Великой Отечественной войны и до нее, граница СССР несколько раз меняла свое положение. Но финны и норвежцы не были фактическими хозяевами на своих землях. Здесь господствовали интересы великой Германии, стремящейся получить доступ к стратегическим ресурсам. Поэтому появление дороги от Печенги и практически до Среднего полуострова неудивительно – то была военно-транспортная артерия. Удивительно то, в каком состоянии она сохранилась. Не считая некоторых засад, она просто великолепна. Края дороги укреплены камнем, отсыпка на месте, нет признаков оплывания и зарастания. Единственные признаки, указывающие на возраст постройки, это провалившиеся поперечные водопропуски для многочисленных ручьев (они были выполнены из бревен, которые теперь сгнили). Дорога выстроена основательно, и даже сейчас она кое где доступна даже для обычных Жигулей.

       

    Мы начали движение с западной части. Здесь находится самое главное препятствие – брод через реку. Зависимость от прилива и отлива – особенность здешних речек в нижнем их течении. В прилив море подпирает реку, и вода в ней становится высокой. В отлив речки мелеют, и брод снова доступен. И так каждые шесть часов. Наша река была также приливно-зависима. Когда мы подошли к ней – вода стояла высоко. Все попытки узнать время прилива и отлива по фазам луны, вычисленным в GPS, не привели к успеху. Зато старинный и простой метод втыкания веточки в край воды оказался куда как более действенным и принес добрую весть - начинался отлив. Спустя полчаса нашли подходящий перекат, где вода уже не могла залить мотоцикл. Не дожидаясь ухода уровня, мы по очереди пересекли водную преграду.

           

    Самым трудным оказался подъем на крутой берег. С отмели наверх, изрядно запыхавшись, вытолкали мотоциклы по вязкому склону.
Но дальше ни глины, ни грязи уже не встречалось. Впереди было царство камня.
    Немецкая дорога, ведущая к восточной части хребта Муста-Тунтури, вилась среди гор, сглаженных древними ледниками, то вправо, то влево, по долине и снова вверх, иногда вниз. Бывало что и круто, а иногда полого. Тут бы ехать и головой вертеть, кругом красотища, но ветер и дождь не дают впасть в созерцание. Ехал, полуприкрывшись визором, очки так же наполовину закрыты каплями. Из-за этого половины красот и не рассмотрел. А как ехала Саша, могу только догадываться – она стекло вообще не закрывает (может в этом секрет?). Вдруг стоп – короткая фотосессия. Речка красивая впереди, или озеро – тут их сотни, спрятались среди гор от ветра и постороннего взгляда.
    А еще запомнились сопки, на макушках которых находились довольно большие округлые камни, будто кто-то специально их туда положил. Также попадались снЕжники, эдакие нерастаявшие слежалые сугробы с прошедшей зимы. Лежат себе, ухмыляются, и не думают таять до следующей зимы.

               

 

    Поначалу, преодоление бродов через неглубокие и бурные потоки вызывало остановки. Ходили, осматривали, прикидывали траекторию. Потом уже, сбившись со счета, просто притормаживали и пересекали с ходу. Только речки покрупнее проходили подстраховывая друг друга – затопление мотов не входило в наши планы.
    Запомнился один из перевалов, когда очередной долгий и извилистый подъем закончился, и я вдруг увидел дорогу, сбегающую лентами вниз. Сначала даже не понял _"И что, мы тут только что ехали?", - "Нет. Мы здесь поедем, но только уже вниз )))".
    Вдоль дороги то и дело встречаются остатки старых укреплений. То пропускной пункт на возвышении с останками какой-то машины, похороненной тут навечно, то землянки, то каменные окопы на склонах гор. Время остановилось в этом царстве мха и камней. Но земля не мертва, низкая растительность покрыта жесткими листочками, у самой земли спрятались скупые на краски цветы. Сюда только-только пришла весна, заставляя таять снежники и цвести тундру.

    sever_075.jpg    sever_078.jpg    sever_080.jpg    sever_083.jpg

     Так мы и двигались, впитывая в себя суровую красоту северных гор, задевая низкую кромку моросящей облачности, пока не вышли на перекресток, оказавшийся укрепрайоном, выстроенным по всем законам того военного времени. Сначала нам показалось, что в долине находятся лишь несколько разрушенных строений из камня. На деле оказалось, что все склоны, подобно террасам, уложены многоярусными брустверами, незаметными снизу. И чем выше мы поднимались по склону, усыпанному скальными обломками, тем больше понимали, что ни один кусочек земли не отдавался даром. Осколки, корпуса мин, снарядов и бомб вперемешку с камнями и предметами войны были тому подтверждениями. Подняли с камней несколько гильз – немецкие. Среди окопов встречаются печки, вернее то, что от них осталось. Без них в этом суровом краю не прожить. А к единственному уцелевшему дому с двух сторон подходит лестница – она до сих пор хорошо видна, несмотря на завалы. Сколько же надо было сил, чтобы построить все это и наладить быт, да еще в военное время.

Немецкая дорога. Укрепрайон  ...    sever_087.jpg    sever_089.jpg    Это бомба    sever_095.jpg

    Немецкая дорога закончилась "черным" перекрестком, названным так из-за цвета грунтового покрытия. Тут проходит основная магистраль, ведущая с материка на Рыбачий. Заныкали в камнях запас бензина на обратный путь (чтобы не таскать с собой лишний груз) и двинулись на перевал. Дорога езженная, покрытие гладкое (нефтяники для себя постарались), край дороги обозначен бочками, чтобы зимой не терялась. Этот перевал повидал много и многих, но не всех он пропустил – остовы машин, слетевших вниз, заставляют задуматься.
    День подходил к концу, и нужно было найти место для ночевки. Вскоре мы обнаружили его недалеко от основной дороги, в устье "Трезвого ручья". Через залив просматривался берег Среднего полуострова, а совсем далеко угадывался Рыбачий. А в полутора километрах от нас находился военный лагерь – виден большой кунг и армейские палатки. Несколько солдат направились в нашу сторону - познакомиться, поболтать. Они пригласили нас переночевать в палатке с печкой, но мы отказались. Речка, через которую они прошли по камушкам, во время прилива поднимается. Не хотелось с утра терять время на ожидание. Во время разговора выяснилось, что здесь скоро начнутся учения, и на полуострова в течение нескольких дней никого не пропустят. Так что мы вовремя успели.
    Только ребята ушли, как с противоположного берега залива раздался лязг и грохот. Это по дороге несся настоящий танк. В бинокль четко было видно, как молотят его гусеницы, а сверху, прижавшись к броне, сидели несколько солдатиков. Экстремальный способ передвижения))) Танк прогрохотал мимо и свернул в лагерь.
    К полуночи ветер будто утих, даже дождик отступил, давая нам время для короткого отдыха. Зато наглые чайки не подвинулись ни на шаг от нас, так и сидели, облепив прибрежную скалу, чего то ждали.
    Вдалеке проблеснуло солнце и озарило Рыбачий. Через малое окно в облаках его лучи падали на еще далекий полуостров, подсвечивая его желтым цветом. А над морем шел дождь... Забегая вперед, надо сказать, что солнце нам давали каждый день, но строго дозировано – не более пяти минут. (Хотя синоптики пообещали нам "ясно")

sever_100.jpg    sever_101.jpg    sever_102.jpg

    По плану, наш маршрут должен был пройти западным берегом полуострова Средний. Но прежде всего, мы хотели подняться на –

хребет Муста-Тунтури,
который пересекает перешеек, отделяющий полуостров Средний от материка. В 1939 году здесь проходила советско-финская граница, в 1941 гитлеровцы захватили его, но не смогли продвинутся дальше ни на метр, полуострова остались советскими. А в 1944 году советские войска ценой огромных потерь снова овладели хребтом, преодолев ожесточенное сопротивление врага, засевшего в отлично подготовленных позициях. После войны, на самом верху установили памятник, рядом православный крест. Внизу, у подножия гор находится мемориал и воинское захоронение.
    Чтобы попасть сюда, мы свернули с основной дороги налево, и достаточно быстро добрались до поселка то ли экологов, то ли геологов. Поселок небольшой, домики-бытовки стоят плотно, но один домик как бы на отшибе. В его дворе мы увидели самый настоящий маленький огородик, не больше двух соток. Там даже что-то росло под "охраной" БМП (Боевой Машины Пехоты), стоявшей тут же во дворе))).
    Наверх, на вершину хребта, дорог нет, дальше только пешком. Снизу скалы кажутся почти отвесными. Оставив мотоциклы, начали подъем. Сначала по тропинке подошли к мемориалу. Могилы, их очень много, есть безымянные, есть с фамилиями, некоторые с фотографиями. На каждой лежит пробитая каска. Здесь покоятся солдаты...

хребет Муста-Тунтури    sever_106.jpg    sever_107.jpg

    Почтив память, поднимаемся вверх. Идти непросто, ноги иногда скользят, смотреть вниз не хочется. Вдруг, в трещине камня, лежит ржавая пуля. Затем гильза, советская. Потом хвостовик мины, и еще. Чем выше, тем чаще встречается военное железо, а на самом верху оно уже россыпью, иногда заполняя углубления среди камней возле огневых точек до краев. Наверху дул очень сильный ветер. Чтобы сделать фотографии, приходилось держать друг друга.
    Повсюду остатки укреплений, на камнях расстелившая колючая проволока, осколки, гильзы, остатки мин и снарядов. Каково было нашим солдатам, даже представить трудно. Все как на ладони. И все же победили. Вечная память и слава героям.
Кресты установлены почти на каждой вершине. Память жива.
Спускались молча...

sever_108.jpg    sever_115.jpg    sever_116.jpg    sever_117.jpg    sever_118.jpg

Далее двигались на север –

по западной кромке полуострова Средний.
    Очень живописные берега. Чтобы отвлечься от мыслей съезжаем к воде. Берег причудливо выложен слоистыми камнями. Вода, мороз и ветер создали иллюзию творения рук человеческих. На кромке воды лежат водоросли, похожие на ленты, наверное, это ламинарии. Встречались большие крабовые лапы. Говорят, что крабов с Камчатки завезли, и они прижились тут.
    Природа полуострова полна сюрпризов. То вдруг среди скал увидишь водопад, то среди тундры возникнет самый настоящий лесной массив, или у кромки воды дорога соскользнет вниз, и побежит по короткому песчаному пляжу. Скалы, нависая со стороны суши, могут образовать высокий берег, или уйти прямо в море, будто стена, разделяющая мир на две части - до, и после.

Берег моря. Природные чудеса    sever_121.jpg    sever_124.jpg    sever_125.jpg

sever_130.jpg    sever_127.jpg    sever_133.jpg

    Дорога идущая вдоль берега иногда разбегалась в нескольких направлениях. И тогда мы прибегали к помощи GPS и карты. Старались держаться наезженных колей.
    Дороги на полуострове, это как правило каменистые колеи, накатанные грузовиками и ГТСками. Среди тундры тянутся две светлые полоски между сопок, иногда ныряющие в неглубокие броды, иногда забирающиеся наверх, или временно исчезающие на каменных осыпях. Грязи, в нашем понимании, нет. Встречались лужи, иногда глубокие, и тогда мы объезжали их по каменистой бровке или по мелким болотам. Дно у болот твердое и каменистое, и главное - это правильно выбрать траекторию движения. То, что у нас выглядит как кочки, на севере на самом деле камни, поросшие мхом. Поэтому ехать нужно между ними. Правда, случалось по всякому, но все остались целы и здоровы)))

водопады...    sever_157.jpg

    То и дело встречаются памятники войны и братские могилы. Возле них проложены аккуратные дорожки, ограждения покрашены. Монументы и могилы, за которыми явно ухаживают, и все это посреди тундры, в сотнях километров от жилья.

sever_137.jpg    sever_138.jpg    sever_140.jpg

    Видели брошенные военные поселки. Колючая проволока сползла со столбов, домики без окон. На побережье встречаются одинаковые доты с двумя амбразурами, направленными на побережье. Также обнаружили большое орудие, установленное в круглом дворике сектором обстрела 360 градусов. Когда-то оно грозно смотрело в сторону моря. В нескольких километрах от него расположился командно-наблюдательный пункт с целой системой коммуникаций и связи. Отсюда следили за морем, и руководили огнем орудия по кораблям противника. Теперь же все это брошено, именно брошено, а не оставлено. Приняты лишь меры по выведению орудия из строя и достаточно, все остальное довершили мародеры – растащили, разломали, раскидали.

sever_149.jpg    sever_147.jpg    sever_150.jpg

а вот и орудие    sever_154.jpg    sever_155.jpg

    Очередной "день" подошел к концу, мы поспешили завершить наш путь по западному берегу полуострова и снова вышли к основной дороге. Карта обещала нам лес, и не смотря на всю нашу иронию по этому поводу, лес действительно был. Густой, плотный и высокий кустарник обрамлял края дороги, пряча маленькие озерца и водопадики.

sever_158.jpg    ...водопадики    sever_160.jpg

    Остановились на ночлег на перемычке между Средним и Рыбачьим, недалеко от дороги. Порожистая река, шумно и с брызгами сбегала к морю под площадкой, где мы расположились. Вокруг густо росли березки и прочие кустарники, обеспечивая нам костер для просушки обуви и одежды.

sever_162.jpg    sever_163.jpg

Во время этой стоянки пришло неожиданное сообщение о трагической гибели тихвинских мотоциклистов - Саши и Олега. Тяжелое переживание вызвала эта весть. Даже хотели вернуться, но все же решили поход не прекращать, а посвятить его памяти ребят. Но многие впечатления уже виделись сквозь призму беды.

Утром выступили к основной цели похода, на -

полуостров Рыбачий.
Это самый северный полуостров европейской части российской территории, а мыс Немецкий – его самая северная точка (там находится маяк). Можно сказать, край земли. Нам нужно туда.
    И снова мы пошли западным берегом. Слева от нас шумело Баренцево море, справа расстилалась тундра. Сквозь тучи иногда проглядывало солнце, но сильный ветер с дождем тут же латали брешь в облаках.

sever_180.jpg    sever_181.jpg

    Следуя вдоль разбегающихся дорог, заехали в заброшенный военный поселок, в котором обнаружили пограничный столбик и небольшой памятник в виде искореженного самолетного крыла. Когда то здесь проходила советско-финская граница. Еще в довоенное время.

бывшая военная часть    пограничный столб (наверное  ...    домик-химик

    Здесь, на западной стороне, море постепенно отступает, оставляя на пологом берегу многокилометровую каменистую россыпь. Будто бы огромный ребенок разровнял свою песочницу. И вот по такой россыпи нам пришлось проехать около двух километров, туда и обратно. А все из-за того, что любопытство повело нас к маяку, одиноко стоящему на мысу. Среди камней едва просматривалась колея от большеколесного транспорта. Наши мотоциклы трясло и кидало нещадно, руки немели, но двигаться по ней все же лучше, чем по целине. По тундре напрямик не проедешь - склоны окрестных холмов изрезаны окопами.
    Маяк оказался автономный, а мыс назывался Коровий. Огляделись - скалы вокруг, а наверху все зелено от растительности. Не только мхи, травы и папоротники растут. На самой оконечности установлен крест защитникам. Вокруг видны укрепления из камней, землянки. Эхо войны повсюду. Недаром Рыбачий называли гранитным крейсером.

sever_167.jpg    sever_166.jpg    sever_178.jpg

sever_183.jpg    sever_184.jpg    sever_188.jpg

    Скалы на этом мысу поднимаются подобно плитам, под углом вверх. Вода, проникая в трещины, постепенно разделяет монолит на кубы почти правильной формы и они обрушиваются вниз, на следующую ступень, пока в конце концов не оборвутся в пучину. На полуострове часто встречаются природные явления, похожие на деятельность рук человеческих. Не поэтому ли поклонялись древние язычники, видя сходство между тем, что делали сами и что творила природа.
    Море спокойное, и только лениво колышет волнами. Толи утки, толи гуси, встревоженные нашим присутствием качаются на волнах. Некоторые улетают, но возвращаются вновь. Здесь их дом.

sever_186.jpg    sever_187.jpg   

    Хорошенько протрясясь на камнях снова вернулись на дорогу, и вскоре увидели очередной небольшой водопад. Вот так, во время форсирования очередной речки, поворачиваешь голову и обнаруживаешь красоту, низвергающуюся с уступа вниз. И сразу туда – смотреть, фотографировать, трогать пенящуюся воду и пробовать ее на вкус. Кристально чистая вода.

водопад    sever_193.jpg

    Вот так, двигаясь вдоль берега, следуя каменистыми дорогами, незаметно для себя дошли до основной цели путешествия. Мы стояли –

на краю земли.
Бесстрастный GPS показывал точку, выше которой только Океан.

    Какие чувства испытывали первооткрыватели, мне неведомо. Я всегда шел по следам впереди идущих. Но ощущение маленькой победы было. Мы готовились, шли к цели, и вот мы здесь. Ничего в этом мире не изменилось – те же скалы, облака, тот же дождь и ветер. Огромный мир не заметил маленького достижения. Но изменились мы. Внутри отпустило, стало легко. Край земли и океан – вот они, под ногами.

    Далее – фото, водка, снова фото. Помянули ребят, которых уже с нами нет. Выпили за тех кто в походе, и тех, кому только предстоит все это увидеть. Посидели немного, скрывшись от ветра за уступом, и пошли туда, где бушевали волны. О, том чтобы помыть сапоги в Северном ледовитом океане, не могло быть и речи, скалы уходят прямо в море, по низу густо облеплены скользкими водорослями, а под ними бушуют волны. Вода с силой бьет в камень, взлетает вверх брызгами и возвращается обратно пенящимися струями. Незаметно начавшийся прилив согнал нас от края. Там где только что стояли, уже бурлит вода. Спорить со стихией невозможно.

sever_196.jpg    sever_205.jpg

sever_197.jpg    sever_199.jpg    sever_202.jpg    sever_204.jpg

    Ну что ж, основная цель достигнута. Теперь продолжаем исполнять главную – путешествие по Северу. Не было в планах поворачивать обратно, не посмотрев и попробовав севера полной ложкой. Поэтому мы едем вдоль берега дальше, теперь уже на восток.
Проехали мимо какого-то поселка, видели много брошенной и разобранной техники. Бочки, цистерны, остовы, железки, троса, троса - вдоль и поперек. Здесь металла - как на хорошем прииске. Но вывозить весь этот хлам слишком дорого, даже мародерам.
    Поехали к океану, подальше от жилья. Дорога повела к огромным скалам и закончилась провалом, коварно зовущим на скальник, покрывавший берег. Нет, нам туда не надо. Несколько фоток, и повернули обратно. В какой то момент Саша рванула вперед, машет рукой влево – "Смотри туда". Я ничего не заметил но постарался не отставать. Вдруг стоп! Выхватывает фотоаппарат, снимает. Олени бегут! Вот в чем дело. Обгоняла их, чтобы занять позицию для съемки. А они несутся очень быстро параллельным курсом по тундре, стадом в голов десять. Несколько мгновений, и они исчезли.

берег    sever_207.jpg

    Немного пробежав по сопкам, наша дорога свернула к океану, нырнула вниз по крутому каменистому склону, и покатилась вдоль самого берега. А волны бушуют, разбиваются об одинокую скалу похожую на стену поперек пляжа, одним краем сползла в воду да так и застыла. Вот здесь и помыл мотоботы в океане, побегал за волной и от нее, попробовал на вкус морскую воду – соленая!

sever_210.jpg    sever_212.jpg    sever_213.jpg    sever_216.jpg    sever_218.jpg

Наигравшись с волнами, двинулись дальше, к поселку, который до сих пор называется -

мыс Скорбеевский.
Это оставленный поселок, или брошенный. Как хотите, так и называйте. Когда то он был многолюдный, на пригорке стоят кирпичные дома в несколько этажей. Только они все без окон. Дома вдоль улиц зияют пустыми глазницами, ветер бродит по опустевшим комнатам и коридорам. Заглянули во внутрь – мертво скрипят половицы, глухо хлопают двери. Вещи еще живут, а людей уже нет... А ведь какой был поселок – котельная, огромный магазин, гаражи, рембаза, даже школа. Люди ушли и все опустело. Штукатурка осыпается, дома гниют...

поселок Мыс Скорбеевский (не ...    sever_220.jpg    sever_223.jpg

   Попытались следовать совету, и найти место для ночевки в одном из домиков, но настолько неуютно было, что решили уехать вновь к океану, подальше от мертвого городка. Придет время, сотрет его с лица земли, и останется только название. А может и его не станет тоже.
В этот вечер нам дала приют –

скала у моря.
    Невозможно определить ту грань, за которой можно сказать "Здесь хорошо!", потому что все зависит от того, насколько было нехорошо минуту назад. Так вот, наш маленький лагерь расположился за небольшой, в два гребня скалой, отделявшей палатки от ревущего океана. В ложбине между камнями ветер ослабевал настолько, что костер мог гореть. И я с полным правом могу сказать, что нам было хорошо! Прячась от залетавшего дождя и ветра, сидели пригнувшись у костра и чувствовали себя если вполне довольными. Чай вскипел, ужин готовился, носки и обувь обсыхали рядом с огнем. Сухой "плавник" очень жарко горит. Единственно, что возвращало нас к действительности, это необходимость пополнять запас дров. Для этого нужно было подготовиться - застегнуться на все молнии, затянуть капюшон, и собравшись с духом, ибо там задувало не на шутку, выскочить на берег. Набрав полную охапку того, что посуше, скорее назад. Каждый такой поход напоминал "выход в открытый космос". Так мы это и прозвали.

ночевка за скалой у моря    sever_225.jpg    sever_226.jpg

   А ночью ветер пытался унести палатки, и только приваленные камни не дали ему исполнить задуманное. Океан бушевал и ревел на все лады. Сквозь шум я слышал песни шаманов, а затем пришли духи.

Да, да! Я уверен, что это место непростое, наверняка здесь исполнялись древние обряды и жертвоприношения... Посреди ночи я проснулся оттого, что чья то крепкая рука держит меня за горло. Открыл глаза - никого, пытаюсь пошевелиться или закричать, не могу ни того, ни другого. Словно паралич сковал меня... Постарался успокоиться, и меня отпустило, кровь прилила и я снова почувствовал свое тело. Вскоре уснул...

Непростое это место - Север, загадочное, неизведанное.

    Утром собрались и снова в путь. Ветер не утих, но дождя уже не было. А вот мотоциклы с утра приобрели новый рыжеватый окрас - легкая ржавчина покрыла все незащищенные металлические части. Соленая водяная пыль, принесенная ветром с океана, сделала свое дело.
    Следуя заранее придуманному плану, мы отправились в поселок Цыпнаволок – это северо-восточная оконечность полуострова. Нас предупреждали, что дорога идет через тундру и мало кто туда ездил, и на что там смотреть, тоже неизвестно. Но раз решили - поехали. И для начала получили пока еще безобидное развлечение под условным названием -

"мокрый триал".
    Местность итак нельзя было назвать равнинной, а на следующем участке она стала весьма холмистой. А речки здесь очень хитрые - бежит какая-нибудь с холма, и вдруг попадает на дорогу. "Вау, халява!" – и, резко меняя направление, скатывается по ней прямо к подножию. Потом, одумавшись, мечется в сторону и продолжает свое течение по тундре, питая озера и болота. А на дороге остается промытое русло, состоящее из разнокалиберных округлых камней и ступеней. По которым мы скакали вверх и вниз, разбрызгивая воду.

sever_228.jpg    берег    sever_231.jpg    sever_233.jpg

    Вскоре это веселье закончилось и через уже плоскую тундру пошла нудная дорога, которую мы прозвали -

дорога "тысячи луж".
    Лужи на дорогах всегда неприятны. Глубина колей и содержимое дна непредсказуемы. Единственно, чего на севере нет - это продольных бревен. А вот камни и разный мусор могут быть запросто. Однажды, не удержавшись на краю, влетел в воду по самый бак. В попытке выбраться крутанул ручку, и два раза подпрыгнул как дельфин с последующим погружением, пока не достиг "берега". Дно было явно неровное.)))
    Все эти лужи мы старались объезжать, где то по бровке, по камням, или рядом ломились через кустарник, или в обход по мелким болотам. Пути объезда находились всегда, но очень уж часто приходилось это делать. Научившись правильно выбирать траекторию между каменных кочек, практически не засаживались. Но вот езда на первой передаче порядком надоела. А конца этим лужам не видать. Пять - десять метров "суши", пятнадцать - двадцать метров жижи. И так до горизонта.

sever_235.jpg    sever_236.jpg

    Проезжавшие мимо на УАЗике рыбаки сообщили, что такое безобразие будет до самого Цыпнаволока, и еще плюс два брода, один из которых выше сиденья ИксЭра. Да еще и ракетчики там учения свои затеяли... Повод призадуматься, но не повод повернуть назад. Однако, проверив остаток бензина мы пришли к выводу, что доехать то мы доедем, но с пустыми баками. И навряд ли нам удастся найти топливо на восточной оконечности полуострова. Поэтому приняли решение взять севернее и ехать на берег к морю. Тем более что день заканчивался. Хотя полярное солнце и не думало уходить за горизонт, режим все рано соблюдать нужно.
    Двигаясь к берегу, я посматривал в навигатор. Вскоре должен был показаться поселок Зубовка. Как ни глядел по сторонам, ничего кроме брошенного ржавого железа так и не увидел. Еще один призрак? Хотя, если присмотреться, на пригорке были какие то строения.
    А вот и море. Дорога по песчаному склону круто спускается вниз на ровный пляж. Отожгли на нем "на все деньги", но не долго. Вскоре путь пересекла речка. Остановились, поднялись на берег и увидели -

дюны в цветах.
    Бывает же, на краю земли, среди вечной мерзлоты и камней, встречается райский уголок. Тут тебе мягкая травка, ярко-желтые цветы купальницы. Ветер не задувает, и дров навалом. Радуйся жизни... Здесь и устроились на ночлег. Набрали плавника из русла речки, устроили сушилки для обуви и одежды. Приготовили ужин.

песчаный берег    дюна    ночь, солнце не заходит

    В четыре часа ночи вдруг стало нестерпимо жарко - это "включили" бешенное солнце. Облака разошлись, и незаходящее светило начало жарить во всю свою северную мощь. У Саши палатка буквально стала трещать - натянутая мокрая ткань просохла, и сжимаясь, начала отрывать все липучки на замках и клапанах.
Жаль, что солнечная вакханалия не продержалась до утра, тучи снова накрыли небо, оставляя редкие окна. Но дождя не было, и это большая удача для нас. Два сухих дня подряд!. (сухие относительно – ноги то мокрые)))

утро    sever_245.jpg

Сборы были недолгими, вылили остатки бензина в баки. Дело было ясное, что у нас сейчас одно направление -

на юг.
    Пришла пора закольцевать маршрут. С гордостью сообщаю, что два раза одной и той же дорогой не ездили (не считая перегонов). Поэтому с чувством выполненного долга опять прошли по "тысяче луж" и взяли направление на Большое Озерко. Дорога снова приобрела твердое каменистое покрытие. Ехали довольно быстро, т.к. рассчитывали к вечеру добраться до Мурманска. Иногда останавливались, чтобы сфотографировать снежник, или старую телегу у обочины, или озеро среди сопок.

дорога с тысячей луж    sever_248.jpg    в обратный путь, в Мурманск    sever_251.jpg

Как только проехали первый перешеек, Вжик остановился. В его баке закончились –

последние капли бензина.
    И вот тогда я достал свою супер-экстра заначку (бак то у меня маленький))) и вылил бензин в бак. Мотик ожил, и счет пошел на километры. Если бензин закончится снова, то дальше поедет кто-то один, чтобы привезти спрятанный бензин. На двоих остатка в баке может и не хватить.
    Начиная со Среднего, дорога просто отличная. Нефтяники отсыпали и закатали широченный грейдер. Хоть на легковушке, хоть на танке поезжай (и ведь ездят))). Мы по этому грейдеру проскочили очень быстро. Перед хребтом Муста-Тунтури дорога стала уже и извилистее, но все равно мы неслись как ошалелые. Я все думал, когда же кончится бензин? Двадцать километров проехали, двадцать два, двадцать четыре, стоп! Кричу "Ну что, кончился?". В ответ "Приехали!" и машет рукой в сторону – это мы до запаса на обратный путь добрались. Уф, все на месте. А то было бы невесело, если вместо бутылок с горючкой лежала записка "Спасибо")))

бензиновая заначка на обратн ...    немецкий мост    sever_260.jpg

    Заправились, поехали. Уже потише и поспокойнее. По пути помогли вытолкать легковую машину из песчаного плена, сфотографировали мост с надписями на немецком языке (водопад рядом отменный), проехали Титовку, и спустя некоторое время, замерзшие до стука зубов, возвратились -

в Мурманск.
    На этот раз дождя не было. Но по прежнему дул сильный, холодный ветер. Мы были мокрые и замершие, нам хотелось просушиться и согреться. И еще нужно было почистить карбюратор на Вжике. Спасибо Саше "Авария" и Алексею - обогрели-просушили-приютили. В теплом гараже мы перебрали карбюратор, высушили одежду и обувь. И еще, переночевали в очень комфортных условиях в квартире, на мягкой кровати
    На такой приятной ноте закончилась эта часть нашего путешествия. На следующий день, несмотря на предложение остаться погостить, мы снова собрались в путь. Дорога, новые впечатления ждали нас. Спасибо Мурманск, несмотря на холод, встречаешь ты очень тепло! И вот мы едем –

снова на север, на Дальние Зеленцы.
    Вновь на заправке залили баки и бутылки. Необходимость иметь гарантированный запас топлива переросла в привычку. И не раз выручала. Даже если на карте есть заправка, это не означает, что там есть бензин. Или пробег и расход могут оказаться больше, чем рассчитывал. Поэтому лишняя бутылочка никогда не помешает.
    Итак, едем на Дальние Зеленцы – побережье на северо-восток от Мурманска. Что нас туда повлекло? Рассказы тех, кто там побывал - красиво, мол. Ладно, приедем посмотрим.
    Дорога туда одна из самых легких и простых. Для начала, километров на шестьдесят тянется асфальт. Такой гладкий, аж скулы сводит. Потом грейдер, тоже укатанный и расчищенный до безобразия. Даже не трясет. Только на подступах к береговой линии начинаются горы и камни, добавляя приятного разнообразия. Все бы хорошо, но мы начали с непривычки мерзнуть. Особенно руки – через сносившиеся перчатки стало продувать, мне пришлось надеть на них полиэтиленовые пакеты и замотать скотчем. Во всем виноват неутихающий северный ветер. На Рыбачьем он тоже дул, но мы двигались не быстро, а тут при скоростях под сотню нас стало вымораживать. Но окончательно задубеть не успели, показались Дальние Зеленцы.

    Интересные все же встречи случаются в пути... Вот уже асфальт и грейдер позади. Едем через горы. Дорога вьется между скал, под колесами камни и россыпи. Преодолеваем небольшие перевалы. В общем, эдакий полуофер. Дорога хоть и не тяжелая, однако, прыгая по камушкам, есть где рулем покрутить даже на легком эндуро. А тут навстречу скутер-полтинник, за рулем девушка в вязанной шапочке. Сзади сумка на багажнике – едет в город за продуктами. Обычное дело... Так что, для кого-то это победа, преодоление бездорожья, а для других обычная жизнь.

    На подступах увидели заброшенный пограничный пост. Раньше здесь была погранзона, теперь же доступ свободный.

пограничников уже нет

    Да, не зря нам советовали посетить это место. Вроде тот же север, то же Баренцево море. Но войны тут не было...Море такое спокойное, ласковое. Небольшая волна незаметно прокатывается по заливу, а холмы кажутся мягкими из-за покрывающего их мха.
    Сквозь тучи выглянуло солнце, и даже воздух потеплел. Пили чай, лежали на траве и мхах, загорали (одевшись в две куртки)))). Отдыхали.

sever_271.jpg    sever_272.jpg    sever_274.jpg    sever_276.jpg

    Наверное, даже остались бы до следующего утра, если бы не подпирало время – мы планировали к вечеру доехать до Ловозера. Планы, которым не суждено было сбыться. На обратном пути ветер так нас выстудил, что, не добравшись даже до Мурманска, мы остановились на ночлег и долго жгли костер, отпиваясь горячим чаем и пытаясь согреться.
    Утром тоже проснулись не рано, позавтракали, собрались и двинулись в путь. Проезжая мимо Мурманска, заглянули на заправку. Тут же подскочил парень – «Привет, в Мурманск? Если нужно где-то вписаться, то давайте, без проблем». «Спасибо, - говорим – мы уже к дому двигаем». «А, ну тогда удачи!». Назвался Лихобор, мотоциклист.
    Чем дальше мы продвигались к югу, тем лучше становилась погода. Из октября постепенно возвращались к лету. Поредели облака, начало пригревать солнце и ветер уже не задувал так сильно. В Мурманск снова приходит лето? И опять без нас?)))
Проехав по шоссе до Оленегорска, мы наконец повернули –

в сторону Ловозера
и увидели далекие горы у горизонта. Казалось, что еще немного, и мы окажемся у их подножия.
    Но даже через час безостановочного движения они не стали ближе, разве что немного поднялись вверх. Так и двигались - мы к ним, а они от нас))). Когда подошли к повороту на Ревду, то решили сразу идти на "Тысячу ручьев", потому что день был в разгаре, а планировали прохождение достаточно сложного участка. И неизвестно, когда и где мы снова встанем на ночлег. Ловозеро и его окрестности остались в наших "долгах". Еще около десятка километров шоссе - и мы въехали в Ревду. Здесь мы остановились, чтобы заправиться и пополнить запасы. И оказалось не зря, потому что -

Ревда – удивительный городок.
    К нам отнеслись очень доброжелательно и на АЗС, и в магазине, и просто на улице. Нам даже не пришлось особенно расспрашивать, все что нам нужно, местные жители рассказали сами. Без труда нашли выезд из города, поворот на нужную нам дорогу вдоль разобранной "железки". Кстати, разобрали ее совсем недавно, пару лет назад.
    Прощай Ревда, мы будем вспоминать этой небольшой и светлый городок, с улиц которого видны сопки со следами снежников, с самыми добрыми чувствами.

в Ревде    sever_285.jpg    sever_287.jpg

    Проехав немного вперед, мы спустились вниз, к дороге на поселок Октябрьский, которая у джиперов называется -

"Тысяча ручьев".
    Так оно и есть. Дорогу пересекают множество ручьев и речек. Они бегут поперек и вдоль, задерживаются в виде прозрачных луж и водоемов, или просто перебегают оставляя небольшие промоины и вылизанные водой каменистые россыпи. В общем, очень интересная и красивая дорога. В этой части Кольского полуострова растительность буйствует (по северным меркам))), края дороги обрамлены густо заросшим кустарником и невысоким смешанным лесом. Прохождение этого участка, до поселка Пунча было несложным. Если впереди встречался действительно глубокий брод, то всегда можно было выйти на узкоколейку и слегка протрясясь на шпалах, объехать его. Но такое случалось нечасто. Дно, как правило было каменистое и плотное, и после практики, полученной на Рыбачьем, все проходилось на "ура".

sever_288.jpg    sever_289.jpg    sever_292.jpg    sever_296.jpg

    Вот так, незаметно, с чаепитием, и редкими перекурами добрались до Пунчи. Поселок не показался нам привлекательным, ощущалась заброшенность. Это место подарило нам всего лишь несколько очень красивых кадров с видом на Умбозеро.

sever_303.jpg    sever_304.jpg

    Не задерживаясь пошли прямо, на Октябрьский. И как будто кто-то поменял декорации. Красота "Ручьев" исчезла, уступив место просто дороге для банального перемещения. Откуда ни возьмись, среди камней появилась глина, колеи стали скользкими. Лужи утратили свою привлекательность и "мыть колеса" уже не хотелось. Мы опять перешли на практику объездов – по обочинам, по насыпи. Встретили рыбаков, по их словам ничего интересного уже не будет, началась обычная доездка. Несмотря на "бытовой" характер дороги, периодически открывались красивые виды на болото, горы, на незавершающийся закат.

sever_305.jpg    озеро, ночь, привал

    Дело уже шло к ночи, но вставать здесь абсолютно не хотелось. Решили ехать до Октябрьского. Перемахнули через пару мостов, взобрались на крутую насыпь, проскочили Октябрьский и спустившись южнее, нашли очень неплохое место для ночевки у красивого озера. Оно ничем бы не отличалось от других мест, но одна особенность была - в радиусе пятисот метров не было ни одного сухого ствола! Наломать сухих веток толщиной с руку от стволов огромных елей можно было сколько угодно, а вот сухостоя не было вообще. Странное место.
    На следующий день запланировали выйти на Умбу через Ингу. Но почему-то с утра не поехалось. Даже упал разок на песчаном грейдере.

с утра не едется. Чует конь  ...

Видимо мотоцикл знал, что нас ждет –

самый мокрый день за весь поход.
    С неба начал сеяться мелкий дождик. Для начала терпимо. Укатанный грейдер уводил нас в сторону очередных маршрутных точек. На основной карте этих дорог не было, поэтому шли по точкам, изредка сверяясь с бумажной картой и накатанными колеями. Особенностью данного участка стал "грязный триал". Это когда дорога была размыта ручьями, но вода уже встала и вокруг камней образовались песчано-глинистые грязевые лужи. Повторюсь, что после Рыбачьего подобная езда по камням уже не доставляла проблем, но плескание в грязи было крайне неприятным. Мы то уже привыкли к чистой водичке))) Наконец дорога стала посуше, но песчаное покрытие было густо усыпано спинами торчащих камней. Мы лавировали между ними выписывая всевозможные зигзаги и синусоиды. Сверху сыпал мелкий дождик.
    И вдруг дорога неожиданно вывела на самый настоящий аэродром. Почти до горизонта протянулась взлетно-посадочная полоса. Вот это сюрприз! Отожгли немного. Место это накатанное, попадаются встречные автомобили – в основном рыбаки.

военный аэродром, бывший    поехали, в пампасы...    эта дорога назвается лежнёвкой    sever_318.jpg    наш промежуточный пункт

    Снова свернули по дороге в лес, и прошли по нему в сторону поселка Инга. По пути попадались лежневки, старые проваленные гати, лужи, каменистые подъемы. Все это проезжалось краями, кустами, болотцами. Вот и поселок Инга. Можно вздохнуть. Поселок большой, ухоженный, много домиков. Переехали по гниленькому мосту через речку, разговорились с местными :
- А вы то как сюда попадаете?
- Мы – по летнику.
- А мы как же тогда (с удивлением глядя в GPS)
- Вы по зимнику...
    Нда, местные жители, в отличие от нас по нормальной дороге ездят, параллельно проложена. А вот насчет следующего участка высказались однозначно и пессисмистично – "туда даже уазики не суются. Если конечно хотите, то езжайте..." (Особенности межрайонных дорог – они никому не нужны). Нас конечно не напугали, раз зимником прошли, то почему бы и эту дорогу не осилить.
    Пошли, и в результате попали на участок, состоящий из трех километров луж. Причем настоящих, с мутной водой и бревнами на дне, с размешанными заболоченными обочинами и глубокими колеями на объездах. (Вспомнились наши весенние покатушки по ленинградской области – по лесам да болотам, по колено в тине и мху). Соваться в основную колею небезопасно, запросто можно "утопить" мотоцикл. Поэтому шли объездами, пока они были. На одном из участков не осталось никакого выбора – только по бровке шириной 30-40 сантиметров. Мотоциклы проводили вдвоем, справа и слева, один на ручке газа, другой на сцеплении, одной на ногой на бровке, другой по колено и выше в жиже. Но переправились... Потом смеялись, представляя в лицах, кто как висел над водой, и кто как подпирал мот...

гдето дальше дорога на Умбу

    Но в тот момент, честно говоря, достало! Мокрые до нитки, преодолевали лужу за лужей, которым не видно конца. Вдруг, на очередной засаде, встретились с москвичами, которые двигались встречным направлением на большом красивом джипе. С их слов мы поняли, что наши упражнения по преодолению бездорожья закончились. Дальше такого уже будет. Как же мы были благодарны им за добрую весть. В свою очередь мы пожелали им удачи, любезно предупредив, что их ждет впереди. Но при этом упомянули про "Тысячу ручьев", вот там будет истинная награда за нелегкий путь. Красивая, интересная трасса!
    А для нас бездорожье практически закончилось, после Муны ехали, как по асфальту. Вот только один брод, не то чтобы глубокий, но с крупными камнями и быстрым течением заставил побороться. Брали вдвоем – один ведет мотоцикл, а второй страхует – толи держа мот, толи держась за него.
    Изредка попадалась подсыпка красным песком, на нем почему-то сильно заносило. Но привыкли... И опять лавировали между камнями, выписывая всевозможные зигзаги и синусоиды. Сверху сыпал и сыпал мелкий дождик...
    Умбу мы проехали уже поздно вечером. Нужно было искать место для ночевки, ибо замерзли настолько, что мысль ехать в Кемь и на Соловки даже не проникла в голову.
Решили, что в этот раз встанем на берегу Белого моря, поэтому поехали на запад. Примерно через двадцать километров шоссе и получаса блуждания в прибрежном лесочке, остановились в устье реки Черной.

Белое море

    В разгар "лета" тут наверно полно отдыхающих, но в данный момент никого не было. Нас это устраивало, очень хотелось отдохнуть и просушиться. Мы были мокрые до самой последней нитки. И кстати, мой многострадальный дождевик в конце концов превратился в фрагменты ткани, скрепленные скотчем. То колючая проволока, то кустарники, то камни и падения доканали его и он стал никаким. Поэтому, собираясь в поход, берите хорошую, крепкую гидрашку и обязательно сменную обувь. Очень помогают от холода и сырости.
    Собрали дрова со всей округи и уже ни в чем себе не отказывали. Костер горел, одежда и обувь сохли, ужин готовился. Белое море слабо шевелило волнами чуть слышно накатывая на прибрежный песок, приглашало ко сну. Но разоспаться не удалось. С полночи приехали местные почтовики и гуляли недалеко на всю катушку. Поэтому утром мы быстро смотались от гама и шума. Ехали не быстро, словно прощаясь с Севером. По пути остановились посмотреть на Кандалашский залив. Красота далеких гор не отпускала, простояли минут двадцать, фотографировали, и просто смотрели. Такую картинку, да на календарь, и повесить на стену на долгие годы))).

Кандалашский залив    sever_324.jpg    sever_325.jpg

    А на мурманской трассе произошла незапланированная, но очень приятная встреча. Таня ТНК и Горыныч ехали на север, встречным нам курсом. Остановились, поболтали, пофоткались. На прощание обнялись и пожелали друг другу доброй дороги.

Друзья.    sever_327.jpg

    Двинулись дальше. Экономя время, которого и так осталось слишком мало, пролетели мимо отворота на Кемь и через сотню километров свернули к лесному озеру. Прости нас, Эдик! Мы проехали мимо. В следующий раз обязательно заедем, клянемся ступицей заднего колеса))).
    Встали рядом с москвичами, совершавшими авто-мото-пеший поход. Т.е. едут на мотоцикле Урал-Вояж в сопровождении авто, затем собираются идти пешком. И тоже на Рыбачий))). Вечером посидели вместе, поговорили. Озеро, костер и пиво дополняли уютную атмосферу. Спать легли, соответственно опять поздно. Да и на самом деле, что такое поздно, когда солнце практически не заходит и часы забыты дома?)))
В общем то, и встали тоже не рано.
    А по пути к Петрозаводску мы заглянули к еще одному водопаду (сколько же мы увидали их за эти две недели!), в –

парк-заповедник Кивач.
    Еще раз убедились, какие же они все разные, эти водопады. Начиная от могучего, с неистовой энергетикой на реке Кулисмайоки, злобного и жестокого, что под мостом на полуострове Средний, до звенящего на реке Олонга, и спокойного до флегматичности Кивача. Да-да, таким он мне показался. Вода безо всякого напряжения скатывается с камней и подныривает под поверхность нижнего порога. При этом, только поднимающиеся со дна пузырьки воздуха выдают тайное движение. Даже небольшое облако брызг и пена у основания не придают устрашающего вида этому, отнюдь немаленькому чуду природы. Вот такой он, Кивач.

Водопад Кивач    sever_330.jpg    sever_331.jpg    sever_334.jpg

Следующая остановка –

на берегу Онеги.
    Проехали через Петрозаводск, захотелось остановиться, передохнуть. Вдруг возникшая мысль – "Где бы взять воды?", насмешила – озера что ли мало? Вот оно, большое, родное. Вода переливчато плещется под ногами, смывая пыль дальних дорог. Шум Онеги невозможно не узнать. Он такой единственный, заставляющий замирать надолго, и слушать, слушать...

sever_336.jpg    Онега    sever_337.jpg

    Пора бы и домой. Но, как оказалось, опять неожиданно наступил вечер (счастливые часов не наблюдают?), и мы едва успели на последний паром через реку Свирь. Небольшой рывок, и –

мы в Ленинградской области.
    Не было смысла гнать в ночи, пытаясь преодолеть последние двести километров, и мы снова встали на ночевку. Последнюю в этом походе. Небольшое озеро приютило нас на своем берегу. Рыбаки иногда посещают это место, поэтому имеется кострище, скамейка, немного дров для разведения огня. Солнце садилось уже по настоящему, по ленинградски. Хотя ночи белые, но закат был уже всамделишный.

у парома    sever_342.jpg    озеро, последняя стоянка

    Стемнело, и вскоре услышали негромкие громовые раскаты – это вдалеке бушевала гроза. Здесь же было настолько тихо, что не верилось, что она докатится и досюда. Докатилась, и еще как! В кромешной тишине послышался шум - шум набегающей волны дождя. Еще тихо, но шум надвигается стеной и... накрыло... Снаружи палатки буйствовала стихия. Молнии сверкали настолько ослепительно, что на мгновение глаза отказывались видеть, ослепленные вспышками. Гром, то прокатывался издалека, то с оглушительным треском лопался на самой головой. Ветер, притаившись, набирался сил и затем обрушивался всей мощью, пытаясь если не унести палатку, то хотя бы сложить ее и смыть, призывая в помощь дождь. Небесная вода хлестала так, что на мотоциклах номера отмылись от грязи и сверкали как новенькие))).
    Потрепав палатку гроза притихла, и шум так же стеной удалялся прочь. И вновь настала тишина. Но не надолго. Собравшись с силами, новые порции дождя, ветра и молний вновь и вновь обрушивались на нас, проверяя палатку на прочность...
К утру все стихло.

sever_344.jpg

    Дальнейший путь не был насыщен приключениями, просто дорога домой. Тихвин, Петербург, вот и все. Сказать, что стало грустно – это неправда. Загрустилось немножко раньше. От того, что поход заканчивается, что так мало времени прошло в пути, что не все запланированное удалось совершить. Да и просто, словами трудно объяснить те ощущения, которые испытываешь в дороге. Гармония человека и природы.
Поэтому, осталось написать –

самые последние слова,
которые родились на крайней точке земли, но высказать удалось только сейчас...

    Уже дома, сидя на диване с теплой кошкой на коленях, начинаешь понимать, что Север невозможно покорить. Люди могут придти на Север, могут жить и уйти. Но не покорить его. Север слишком велик и суров. Он предъявляет самые строгие требования к человеку, делая настоящим все – силы, душу, мысли. Для тех же, кто нашел в себе эти качества, открывается красота Севера, и уже не отпускает всю оставшуюся жизнь. Навсегда.

 

sever_301.jpg

 


Участники похода и авторы отчета - Шурик и Bobas.

Больше фотографий (но не все))) - в фотоальбоме.
Полная версия -
http://shoorik-spb.narod.ru/Sever_08.htm