Майский офффффер
(Любытино, Новгородская область)

 

Май 2009

 

    Запоздалая весна растопила снег, и вот он Май. Никаких предварительных тренировок, лишь один пробный выезд с целью испытать плавсредства... и всё, пора в поход. Наступила пора испытаний.

    Впрочем этот сезон прошел как испытание, почти на грани, и начался неожиданно, как впрочем и закончился. Получилось так, что мои финансы были просчитаны чуть ли не до рубля, шаг в сторону и планам конец. Душу грела новая резина "пятёра", пара ведущих звезд и канистра масла в запас. Авось обойдётся и задуманное свершится… Авось…

    А завтра первый поход. Вроде бы не сложный - нужно доехать через Малую Вишеру до Любытино, зайти со стороны Луково на бывший Аракчееевский тракт и через деревню Пелюшня добраться по старой гати до Спас-Оскуйского погоста. Затем повернуть на лесные дороги и обратно к точке старта. На все отведено три дня. Для колечка в 40 км вроде бы достаточно.

    Вечером предпраздничного дня встречаемся на заправке и едем. Нас пока трое - Я, Шурик и Николай. Быстро темнеет и уже в темноте находим место для ночевки. Завтра нас будет уже намного больше - подъедут из Москвы Костя с Женей, еще Костя, и еще Женя из Харькова.

 

    Настроение хорошее, внутри состояние ожидания чего-то такого, особенного.
Руки и тело уже отвыкли от мотоцикла, еду осторожничаю чего о других не скажешь. Такое ощущение что они всю зиму усиленно тренировались. Приходится соответствовать, стараюсь не отставать.

     Сначала ничего особенного, Дорога как дорога, неглубокие колеи, кое-где песчаная отсыпка, мелкие лужи. Едем, смотрим по сторонам, иногда останавливаемся и фотографируем. Весна в разгаре, речки-ручейки разлились. Пойменные луга залиты водой. Цвет природы очень красивый, светло-желтый. По такому оттенку легко отличать фотографии сделанные весной от тех, что снимались осенью. Осенний оттенок более красный и общий фон темнее.

 

    В Луково произошла небольшая заминка, навигатор расходится с действительностью - никак не найти выезд на старую дорогу. Помогают местные жители, указав на пригорок - вам туда. Еще несколько километров по проселку и опять цивилизация, деревня Большое Заборовье. Пересекаем шоссе, слева виден монументальный железобетонный мост. Здесь разделяемся - Коля уезжает в строну Новгорода. Дела не пускают надолго из дома.

    Едем дальше по довольно приличной грунтовке, справа и слева встречаются невозделанные поля. Увидели табличку на дереве, остановились, прочитали. Здесь была деревня Мощаница. Остановились, перекурили, и снова в путь. На дороге колеи, отсыпка, снова колеи. И лишь один раз объехали полем большую лужу. Просто не хотели ноги мочить.

 

    В деревне Пелюшня привлек внимание лесовоз с огромными траками на цепях словно предупреждение о характере дорог. Снова лужи со следами огромных колес - что-то ждет впереди? Местные жители говорят что дальше дорога есть, но по ней не проехать – зимняя лесовозка. Как обычно отвечаем что попробуем, внутри поднимается какое то особенное веселье как предчувствие настоящего приключения – "А теперь потанцуем!".

 

    Только выехали на эту дорогу и сразу стало понятно, зачем нужны были траки лесовозу. Вазкая смесь песка и глины глубиной в треть колеса неохотно пропускала мотоциклы вперед. Трудно было первому, он пробивал колею. Нелегко было следующим, из узкой прорези в густой липкой каше невозможно было свернуть, а если замешкаться, то след начинал затягиваться и его края обхватывали колеса крепкой хваткой. К тому же песчано-глинистая масса, поднятая колесами залепила мотоцикл так, что ноги соскальзывали с подножек. Грязь была повсюду и лезла как фарш из мясорубки.

 

    Постепенно пришло понимание, что нет универсальных звезд. Готовясь к сезону рассчитывал, что моего мастерства хватит чтобы ездить на обычных, не тяговых звездах. Поэтому приобрел числом поменьше, на 45 зубов. И на трассе более менее быстро, и на бездорожье потянет. Не вышло! В такой ситуации тяговая звезда необходимость, ибо нагружает петрошина "пятера" двигатель на полную катушку, и тяги элементарно не хватает. Причем и крутить двигатель нельзя, и заглохнуть не хочется. Поэтому против желания приходилось подрабатывать сцеплением, надеясь что Хонда выдержит все эти издевательства.

     Очень быстро стали убывать мои силы. Только что они были, а теперь их почти нет. Двигаюсь рывками – проеду несколько метров, и хочется остановиться, а лучше умереть. Совершенно не помню окружающего болотно-придорожного однообразия, только помню что свернуть в случае необходимости совершенно некуда, вокруг заболоченный лес. Неожиданно отсыпанная дорога свернула влево, и вперёд пошла обычная лесная, изрядно проезженная лесовозами, но без этого липкого безобразия. Наконец то небольшая передышка – как хорошо лежать по деревом и пить обычную воду... много воды... А всего то три километра прошли...

 

    Отдохнули и снова в путь. Сегодня нужно достичь той части Аракчеевского тракта, что уходит в болото, чтобы завтра иметь полный световой день для преодоления неизведанного и непростого участка.

    Лесовозы зло, лесовозы добро… Споры спорами, а после них остаются как бы дороги, мосты и гати, по которым может проехать мотоцикл. Этим и воспользовались.

    Придорожные канавы обозначают ширину тракта. Здесь вполне могут разъехаться два грузовика. Колеи глубиной по колено, но на дне еще лед, поэтому колеса мотоциклов не вязнут, а только скользят. Зато в этих лужах замыленная грязью резина сразу промывается и мотоцикл снова пытается ехать вперед.
    По сложившемуся в походе порядку Шурик и Костя идут впереди. Иногда отрываются так, что становится не видно, иногда задерживаются в поисках проходимого пути и мы снова нагоняем их. В очередной раз догоняем у распутья - лесовозка налево, тракт прямо. Нам конечно туда, но после третьего прыжка через лежащий ствол понимаем, что дальше будет не лучше. Машины тут не ездили несколько лет, впереди ожидаются перекрестие за перекрестием.

Поскольку начало темнеть, решаем вставать на ночевку. Утро вечера мудренее.

    Наутро Шурик и Костя сходили в разведку вперёд, на край болота. Сведения неутешительные - очень много воды, гать утонула и не прощупывается в колее. Для того чтобы достичь Спас-Оскуйского погоста, потребуется дня три, а их у нас нет. Решаем двигаться вниз по карте, к броду на реке Мста. Как раз в ту сторону уходила лесовозка.
    Перед выездом проверяю мотоцикл. Он в полном в порядке, несмотря на вчерашние испытания. Собираемся, грузимся и едем по назначенному пути.

    Едется вполне прилично, не запомнилось ничего особенного. Вот разве что очередная лесозаготовка и бобровая плотина внизу, на речке. Ребята побежали смотреть на неё, а мне тяжко было, поэтому сидел, отдыхал.
    Затем снова в путь. Забурились в лесовозный перегон, если можно так назвать тот участок. Место открытое, прожаривается солнцем, а под колесами торфяная жижа вперемешку с корнями и ветками. То там, то здесь бревна продольные. Затем бровка ныряющая в колею, с полусухой серединкой, раскисающей после третьего проезда мотоцикла. В общем, кому как, а я поборолся как следует, и был рад каждой остановке с передышкой.


    Часто бывает так, что точка на экране навигатора обозначает селения, которых уже давно нет. В лучше случае видны остатки строений или печные трубы. А вот деревня Кашира, довольно неожиданно возникшая на пути, отчетливо заявила о себе парой крепких домов. Правда, всего парой, и жилых только в теплое время года. Ни дорог, ни транспорта, только линия электропередач соединяет ее с внешним миром. Добрые люди подсказали как проехать к Мсте – всего восемь километров (так они ходят пешком к переправе на лодке). Хозяин крайнего дома опустил штакетину, перегородившую дорогу как, и мы перескочив через нее бойко поехали дальше.

   

    Дорога вышла на гряду, справа и слева по крутому обрыву, внизу блестит речка и видно далеко-далеко. Солнце светит над головой такое яркое, веселое, такое бывает только весной.
    Тропинка ведущая по гряде устремилась вниз, там речка прорезала себе русло, образоавав неглубокий брод. Пересекали его под щелканье фотоаппаратов, каждый старался проехать поэффектней, с брызгами и радугой за спиной )))).

    Далее со мной произошел казус. Пока все по очереди пытались штурмовать крутой подъем, я решил разведать объезд. Но вместо того, чтобы пройти ногами, ограничился легким осмотром. Решив, что здесь то будет положе, двинулся на мотоцикле. Проехал метров двадцать и забуксовал. Размякшая глина не пускала выше. Зря я сунулся, потому что далее лежала поперечная промоина и упавшие стволы деревьев. Вскоре подошел Костя и выручил меня (в который раз!) из грязевого плена. Вернувшись на исходную позицию я продолжил штурм подъема уже в общем направлении. С большим трудом завершив его с помощью Шурика. Но это не все, впереди была вторая часть, более крутая, на которую взобрались, по очереди затягивая мотоциклы с помощью веревки. Одна лишь Женечка взлетела на Дигрице без посторонней помощи, поправ все законы физики и вызвав всеобщую зависть и восхищение.

    Уф, наконец прямая, слишком прямая - ЛЭП. От опоры до опоры лежит заболоченная колея. И снова напряжение в руках, падения, проволока намотанная на колесо. Ноги словно чугунные, гудят и не слушаются. Заметно отстаю. На мотоцикл уже не обращаю внимания, он едет и ладно. Сцепление, газ, передача, передача, сцепление газ… Хорошо что Хонда такая выносливая, выдерживает все издевательства.

    И наконец то, здравствуй простор. Горизонт раздвинулся, впереди крутой спуск, неширокая долина. Видны деревня и река Мста. Эффектно спускаемся вниз, тормозя задним колесом и включенной передачей.

    Река разлилась. Пересекать её с помощью собственных плавсредств в виде баллонов неразумно, ширина намного больше ста метров, на переправу уйдет полдня, и то если все пойдет гладко. Поэтому Шурик и Костя отправились расспросить местных жителей про объезд. Но объезда нет, по окружной дороге уже лет десять не ездили, заросла и размыта. Теперь основная дорога это река. День клонится к вечеру, поэтому останавливаемся на берегу реки на широкой поляне.

    Вечером приходит местный дядька и рассказывает без конца байки и про местное житье-бытье. Выпить у нас нечего, поскольку поход сухой, поэтому дядька уходит, но похоже не особенно расстроившись. Уж этой "жидкой валюты" здесь ему хватает.
    Наутро принимается решение искать возможность переправиться с помощью местных на лодке. Тот же дядька вызвался помочь, и взяв у тестя казанку с мотором, по очереди перевез мотоциклы через реку.

    Дальнейшие события словно отделены от предыдущих невидимой лентой. Дорога накатанная и сухая, направления очевидны, ориентиры известны. Как будто и не было лесовозки, колей, луж с ледяным дном. Где то там, за рекой остались своды из ветвей деревьев, звенящие ручейки и запах костра. Тело не помнит усталость и боль, в душе только воспоминание солнца и радости движения.

    В первом же большом селении первое расставание - Костя и Женечка в компании с еще Костей уезжают в сторону Москвы. В Малой Вишере следующее - я отправляюсь в Петербург, а Шурик и Женя продолжают поход к Спас-Оскуйскому погосту, не пустившего нас к себе накануне через болото.

    Выходные окончены. Три дня позади. Чего ради терпеть лишения, купаться в грязи? Не понять это человеку не испытавшему в себе радость первопроходца и исследователя.

...Так и не поняли на посту ДПС, почему "этот байкер" такой грязный и трезвый. Наверное неправильный байкер…