ЧТО
СКРЫВАЮТ ЗАБОРЫ...
(рейд по закрытым территориям)
Есть в
Ленинградской области места, где не ступает нога обыкновенного человека. Не
из-за удаленности - в получасе езды от Петербурга, и не из-за непроходимости -
дороги есть, местами отличные. Но не попасть туда, потому что заборы и шлагбаумы
отгородили от мира немалые территории в период "холодной войны".
Ощущая некоторую несправедливость, смешанную с любопытством,
решили мы заглянуть за "туда", где раньше были посты и патрули, а ныне шлагбаумы
с крепкими замками и перекопанные подходы.
Итак - первая часть, совсем рядом с Питером. Совершенно легально въехали на дорогу, которая между прочим имеется на абсолютно всех картах, . Мы не стали протаскивать мотоциклы под воротами или пропихивать в узкую калитку (все равно багажные сумки не вписались в проем), а просто двигались по одной из многочисленных дорожек и через десять минут путешествия по красивому лесочку оказались на искомой дороге. Сама пришла под колеса.
Красивая, ничего не скажешь. Замощеная, прямая ка стрела. И ветви деревьев
свисают, как в арке. Только полоска неба синеет над головой и зовет вдаль.
Проехали до Токсово и свернули направо, а затем снова, на север. Грунтовка
сменилась асфальтом. Наверное, под ним тоже лежит мощеная мостовая. Едем, не
торопимся, смотрим по сторонам. Зайцы кидаются под колеса и в испуге упрыгивают
обратно в лес. Смешно.
Пробуем сворачивать на бетонки и находим там монстрические
ангары и забетонированные площадки. Наверное остались от кольца ПВО,
располагавшегося вокруг Ленинграда.
А вот и шоссе, ведущее от Матоксы в Борисову Гриву. Обогнули шлабаум и помчались по асфальту до следующего поворота в лес. Опять мостовая, вот бы еще немного и увидим Ладогу. Но там шлабаум, забор и собаки.Поэтому поворачиваем в лес направлением на север. Начинается самя интересная часть пути - вдоль берега на Пятиречье.
Там где мы ехали, можно назвать "дорожкой начинающего эндуриста". Лужи и ручейки имеются, но все они мелкие и дно твердое. Песочек, редкие камни, все укатано. Поэтому проскакиваем на одном дыхании. На дороге много следов, автомобильные, велосипедные, тракторные, квадриков. Но постепенно тают, а после того как проехали мимо трелёвщиков, вообще остался один, от уазика.
А вот и главная дорога, так это вообще хайвэй. Видимо танки перемещались здесь в былые времена. Широченная и укатанная. Через реку Авлогу перекинут бетонный мост, спрятавший перила среди зарослей. Здесь и перекусили. За двадцать минут мимо нас пропылили УАЗик и "Урал" с кунгом. Движение, однако.
Двинулись дальше, заглянули к братской могиле. Ни имен, ни названия частей. Просто павшим в трех войнах. Все так загадочно, как и сама территория.
А справа от нас должна быть Ладога. Но никаких съездов не увидели, ни до моста, ни после. Только лесовозки, которые не дороги то и вовсе. Попробовали следовать по этой дороге до конца, и уткнулись в еще одн шлагбаум и строения кунгами и собаками.
- Вы как тут оказались?
Здесь же полигон! По лесу что ли ехали?
- Да, да по лесу! - дружно киваем на предложенный ответ.
Возвращаемся до наблюдательной вышки и поворачиваем снова на север. Дорога стала попроще, трава растет посреди колеи, но ни завалов, ни засад. Снова впереди аллея из деревьев. Катимся с редкими остановками на съемку, и получаем удовольствие.
А дорога, тем временем подошла вплотную к Ладожскому озеру. Сквозь лес видим блеск воды, слышим шум волн. Нконец решаем остановиться на отдых. Наши мотоциклы позволяют проехать там, где иной автомобиль встанет в нерешительности, поэтому забираемся подальше. Здесь забытая стоянка, несколько лет никто не тревожил здешний лес. Дрова в изобилии, мягкий мшистый покров, песчаный пляж - и комары. Но без них в это время года не обойтись. Неизбежность. Поэтому скорее разжигаем костер, прячемся за спасительным дымом, готовим ужин. Вечером сидим, беседуем на темы мототуризма, отдыхаем душой и телом. А вокруг никого, только изредка проплывают на лодках рыбаки и сквозь шум прибоя слышен дизель проходящего в тумане судна.
Утром завтрак, купание, сборы. Пора ехать дальше - в Пятиречье. Становится как-то людно. То есть самих людей не видно, но следов их присутствия становится все больше. И вот дорога снова привела к шлагбауму. Хочешь в калитку проезжай, хочешь - по лесу. А на выезде (или въезде, смотря с какой стороны посмотреть) щиты установлены. На них одинаково написано "ВОЕН ... блаблабла ... ОХОТ ... блаблабла ... ХОЗЯЙСТВО. Охота и рыбалка по пропускам-особым разрешениям и все такое...". Мы не рыбаки и не охотники, мы туристы. Поэтому мы здесь на нашей земле. И очень жаль, что она за заборами и шлагбаумами.
Пора домой. Но сначала заезжаем на мол, или дамбу, как ее здесь называют. Финны в начале прошлого века отгородили каменым волноломом бухту, чтобы рыбацкие и торговые суда могли укрыться от шторма, который на Ладоге не редкость. Мол поражает своей масштабностью и тщательнойю подгонки каменных глыб, образующих линию, уходящую в воды озера. Прошли до маяка, откуда полюбовались прекрасными видами и сделали несколько снимков.
И вот мы снова на мотоциклах, едем по срезке через Денисово. Если все будет удачно, то выйдем на грейдер, который ведет в сторону дома, минуя объезды. До поры до времени все было хорошо, все ручейки были несерьезны или перекрыты крепкими мостками, пока не подошли к речке Въюн. Прямо брод, без надежды преодоления, с размытыми следами от огромного трактора на берегу. Рядом - узкий пешеходный мостик переходящий из двух досок в одну. До воды два метра, ниже еще два. Но делать нечего, не возращаться же назад, к собакам. Собравшись с духом преезжаем через мостик - один на мотоцикле опираясь ногами, другой на постраховке удерживает за багажник. Тут я смалодушничал, и топал сзади мотоциклов на подстраховке. Ехать сам не решился. Маловато "пороху" еще.
Постояли, покурили, уняли дрожь в коленях и поехали к дому. Грейдер, немного
асфальта и снова грейдер да причудливые полевые дорожки. Хотелось именно так
завершить маленький походик.
Ну и завершили. Будут еще :)