Дорога Жизни.
Временный участок осени 1941 года.

 

Осень 1941 года.
8 ноября враг овладел Тихвином и перерезал единственную железную дорогу, доставлявшую грузы к Ладожскому озеру... Эшелоны с грузом для Ленинграда начали поступать на железнодорожные станции Заборье и Подборовье. От Волхова в 180 километрах. Добираться можно было только на лошадях проселочными и лесными дорогами. Автомобильные трассы в этом районе отсутствовали...
В обход Тихвина была намечена автомобильная трасса, от станций Заборье и Подборовье на северо-запад на Новую Ладогу и Кобону. Ленинградский фронт направил три отдельных дорожно-эксплуатационных полка и несколько дорожно-мостовых батальонов и рот. Женщины, подростки, старики - все мало-мальски трудоспособное гражданское население вышло помогать дорожникам. По всей почти трехсоткилометровой трассе стучали кирки, ломы, врезались в болотный грунт лопаты. Кругом лес, кочкарник, валуны. Две недели днем и ночью шло сражение за дорогу. 6 декабря по ней двинулись первые автомашины с грузом...
9 декабря войска под командованием генерала армии К. А. Мерецкого отбросили фашистов за реку Волхов и освободили Тихвин... Отпала необходимость в грунтовой дороге. Вскоре солдаты-дорожники перешли на прежнюю автодорогу... ". (Из мемуаров Кондратьева З. И. "Дороги войны." - М.: Воениздат, 1968.)

Пройти по маршруту забытого участка Дороги Жизни…
    Такая идея была и витала в воздухе уже больше года. Вспомнили о ней перед праздниками в Июне, как раз три дня выходных. Собрались, обсудили, прикинули маршрут. Решили стартовать через Усадище, чтобы в случае успешного продвижения сразу пойти дальше, на восток. А если нет - так достичь Коськово и через Тихвин вернуться домой.
    В пятницу вечером выскочили из города и помчались по Мурманскому шоссе. Двигались в основном по обочине - жалко было кроссовую резину тереть. К тому же на обочине свободнее, т.к. на трассе пробки по причине ремонта дорог. Довольно быстро доехали до Колчаново и оттуда свернули налево, в Усадище. Навигатор указал объезд, и вскоре мы попали на грунтовую дорогу с небольшими колеями и лужами. Время позднее, пора вставать на ночлег. Возле ручейка свернули в лес, чтобы вода была под боком. Далее костер, ужин, спать. Навигаторы не снимали, ключи не вынимали. Глушь, как мы считали. Напрасно, однако…
    Ночной дождик решил добавить реализма к нашему походу и поднял уровень воды настолько, что мелкий ручеёк превратился в бурный поток, а лужи скрыли колеи. Ну ладно, нам не привыкать, что кататься, что купаться - все едино. Лишь бы двигаться вперед.
 

    Не запомнилась мне эта дорога. Да, колеи глубокие, вязкая глина и много воды. Ничего интересного. Шли в основном посередине, ощупывая края ногами, иногда совершали объезды бровкой и лесом, и снова возвращались в серединку между колей.
 

    Двигались так около семи километров, пока дорога не вывела на возвышенность в поле. Здесь охотничьи угодья расположились. Земля вспахана и засеяна. Побеги овса должны привлечь крупное зверьё, для охоты на которых и ставятся лабазы к сезону. Один из них видели на краю поля, и оттуда же пришел местный дядька. Посидели, поговорили… Раньше тут были деревни и кое-какие дороги. Потом началась война, блокада. Дорогу в срочном порядке обновили и уложили новый участок, через болото. Первыми пошли солдаты, освобождавшие Тихвин.

…Бревно к бревну, сотни, тысячи бревен составили один многокилометровый мост. Настил "дышал" под колесами машин: даже в самые сильные морозы не промерзало болото. Первыми прошли здесь воинские подразделения, форсированным маршем переброшенные для контрнаступления из Тихвина. В деревне Каськово четыре дня размещался штаб армии генерала Мерецкова…

    А сейчас ни селений, ни полей, ни дорог. Только охота, которой местные жители промышляют и для забавы городских устраивают. (Кстати, рано утром они проезжали мимо нашей стоянки. Через лесные заросли они разглядели и палатку, и мотоциклы. Вот что значит взгляд охотника!)
    Следующая часть нашего путешествия должна была продолжиться в нехоженой части, куда местные не ездят, только редкие джиперы пробивают свои маршруты.
Вход на дорогу напоминал дырку в стене леса. Тайный ход, заросший листвой и травой. Тут уже вся надежда на Шурика, на её умение читать направление среди зарослей. Поехали.
 

    Вот она, трудная, но интересная часть пути. Каждый метр это загадка. Направление видно, но напрямик нельзя. Старые колеи заболочены, поперек и вдоль лежат стволы (однако, крупные все же пропилены джиперами). Это хороший полигон для оттачивания прыжков через препятствия. Не всегда успешных, но падать в мягкую постель из мха и травы не больно. Разве что выбраться не всегда удается - впечатает так впечатает))).
    Наконец то обещанное болото. Рядом с гатью две пустые бутылки - кто-то хорошо отметил прохождение этапа.

    Но такая славная гать скоро ушла под мох и следы от машин и квадроцикла ушли стороной, по мхам и кочкам к возвышенности. Также пошли и мы. По очереди провели мотоциклы, периодически подсаживаясь. Клюквы прошлогодней немерено, это хорошая возможность освежиться. Болотная водица тоже вкусна.
 

    Возвышенность небольшая, метров пятьсот заболоченного леса. Дорожка, проходящая через него вся размешана. Колея непонятной глубины - то по щиколотку, то по пояс. Край тоже весь переломанный и закидан обломками бревен. Поэтому Шурик показывает на лес - езжай туда. Действительно, двигаться по лесу и легче и быстрее. К счастью, здесь не было больших завалов.

    Снова болотный участок, совсем небольшой. Чахлые березки порублены и теперь лежат вдоль джиперского следа. Мы идем параллельно, по нетронутому слою. Петрошиновская "пятера" идет по мху, почти не оставляя следа, только вода брызгает вдоль зубастого протектора. Двигатель урчит на малых оборотах и можно даже не бежать с мотоциклом, а просто идти быстрым шагом. Тем более что силы приближаются к концу, впрочем, как и день. В лесопосадке, на другой стороне, находим оборудование кострище, рядом с которым и устраиваемся на ночлег.
 

    Наутро пробуем идти дальше, но тут же теряем след и начинаем блуждать. Дело в том, что этот участок леса густо засажен ёлками, причем посадки поперёк нашего направления. Трек на навигаторе тут же уходит влево и ничего, кроме сплошных рядов деревьев не видно. Пришлось спешиться и провести разведку. Немного покружив, находим дорогу в четырёхстах метрах от нашей стоянки. Разворачиваем мотоциклы, и снова едем, продираясь через царапающие ветки и кустарники.
 

    Старая дорога то читается, то пропадает. Иногда почти сухая (очень редко), но чаще влажная или совсем размокшая. Шурик впереди, прогрызает замечательной прореженной "петрошиной" колею. Я хоть и стараюсь идти параллельно, но устав, съезжаю в готовенькое и еду след в след. Комары уже почти перестали донимать, не до них сейчас, все внимание и силы направлены на прохождение участков пути. Рывок, застревание, снова рывок, падение. И так много раз.
 

    Метки красной краской, оставленные Беллой два года назад, помогают ориентироваться, и вскоре мы выходим к мостику из бревен, построенному экспедицией клуба "Открытая Земля". Он прекрасно сохранился, и мы легко переправляемся через ручей.

    Далее следы борьбы видны отчетливей. На земле тут и там лежат продольные бревна, которые призваны помогать джипам двигаться. Нам же они только мешают, сокращают пространство для манёвра. А с дороги не уйти - лес заболоченный, ноги проваливаются, под корнями струится вода. В очередной попытке объехать упавшее толстое дерево мой мотоцикл намертво застревает. Но, использовав смекалку и силу технической мысли, оттаскиваем полиспастом тяжеленный ствол в сторону, и мотоциклы проходят очередной десяток метров без проблем.

    Вскоре стало совсем кисло, в голове крутится мысль, что мы здесь надолго… Дорога - это утопшая старая гать, вся усыпана поперечными и продольными бревнами, под ногами все слабо и жидко, объездов нет. Спешились. С трудом дойдя до ручья Ферслевик, видим, что пересечь его можно, вот только доехать бы до него. Попив прохладной водички, возвращаемся обратно, попутно готовя проход. В одном месте отбрасываем мешающие стволы, в другом подкладываем недостающие, протаптываем траекторию движения. И, о чудо!, поехалось! Поочерёдно проводим мотоциклы, сходу преодолеваем брод и, я лично буквально падаю от усталости…
    "Энергетическое печенье" понемногу возвращает к жизни, но до поры до времени меня лучше не трогать. Саша в это время (и откуда силы берутся?), строит мостик через толстенный упавший ствол. Когда мостик был готов, мы без труда преодолеваем очередное, ранее казавшееся непреодолимым препятствие.

 

    Еще немного, и перед нами открылся заросший высокой травой луг и протекающая за ним река Медвежка. Она неширокая, но достаточно глубока. Небыстрое течение несет тёмную воду, сквозь которую не видно дна. На берегу мы расходимся в разные стороны искать мостик. Пройдя метров сто, нахожу бобровую плотинку на остов, пару стволов, брошенных с одного берега на другой, и все. Мостика, который судя по описаниям должен быть здесь, нет и в помине. Толи половодье, толи бобры постарались…
 

    Шурик опять проявляет чудеса наблюдательности и смекалки, и с первого же захода находит брод глубиной по колено. Через двадцать минут мы уже на другом берегу, ищем дальнейшее направление движения. А впереди по курсу снова болото с названием Соколий мох.
    День подходит к концу, поэтому устраиваем стоянку. Это место - лучшее на берегу, относительно сухая опушка между болотом и речкой. Вот только ветра не хватало, который сдул бы всех комаров и мошек, облепивших нас со всех сторон. Спасаемся от них в дыму костра.
 

    С утра предстояло пройти по заброшенной узкоколейке, старой лесовозной дороге, и выйти к деревне …. Времени только чтобы завершить данный участок Дороги жизни, и успеть вернуться в город. Выходные заканчиваются.
    Болото большое, серьёзное. И хотя узкоколейка пролегла всего лишь по его самому краю, и то, любой неосторожный шаг влево-вправо - считай засел. Периодически видны следы джиперов, как они лебедками подтягивались из очередной засады.
Расстояние между рельсами не более метра, и в этот метр нужно вписать свой след. Местами узкоколейку не видно, поросла мхом, и только следы поверху. Иногда наоборот, рельсы идут поверху, извиваясь и иногда завязываясь в узел. Зачем и кто это сделал осталось загадкой.
 

    Однако приятно то, что здесь можно ехать. Не бежать рядом с мотоциклом, не проталкивать и не тащить на себе, а просто ехать. Поперечные канавы забросаны ветками и стволами и не сильно мешают движению.
    Наконец то впереди дорога. Хоть и заросшая травой и давно не езженная, но это дорога, по которой когда-то ходили лесовозы. И хотя здесь не легче чем в начале пути, но едется с другим ощущением. Намного проще.
 

    Вот и распахнулся лес, отступил назад, оставив позади комаров, заболоченные колеи и траву по пояс. Через поле просматривается ровный грейдер, по которому несутся обычные легковушки. Теперь домой, через Каськово, Тихвин, в Питер.

Выходные прошли, маленькое путешествие завершилось.
Позади остался кусочек Дороги Жизни, который теперь стал частью нашей жизни.