ИЖ Планета-ПП (полный привод, т.е. 2х2)
ТТХ:
Сделан на базе мотоцикла ИЖ Планета 5 - двигатель, рама, заднее колесо, сиденье,
бак.
Задний маятник от модели ИЖ Юнкер (крепче и шире "родного")
Передняя рычажная вилка самодельная консольного типа.
Привод на переднее и заднее колесо - цепь стандартная ижевская.
Клиренс (до рамы) 200 мм.
Колёса - кроссовые покрышки Петрошина 3,75х18".
База 1650 мм.
Вес - (тяжелее стандартной Планеты на 15-20 кг)
Ход подвесок - задняя 100-110 мм, передняя 120-150 (примерно)
Идея привода и полезные советы от Алексея
Гарагашьяна.
Как появилась эта
идея?
В тяжёлом офферном походе весной 2009 года, в одном из мотоциклов стал умирать
двигатель. Слава богу, дотянули до цивилизации. Но вопрос остался открытым - как
в таком случае (тьфу три раза) эвакуировать мотоцикл, если ни один
подготовленный автомобиль не в состоянии доехать до него? Из транспортных
средств, способных добраться до него, это ГТС, вертолет, вездеход на колесах
низкого давления, и, может быть, квадроцикл. В наличии ничего такого нет.
Поэтому вывод напрашивается сам - выручать подобное подобным.
Появилась идея сделать экспедиционный мотоцикл с колёсной формулой 2х2, то есть
"полный п…", извините "полный привод".
Подходящий донор, Иж Планета 5 стоял в гараже, скучая. Иногда на нём я совершал
бездорожные выезды, которые подтверждали, что Планета способна ездить вполне
приемлемо, хотя за более продвинутыми эндурками угнаться, естественно, не в
состоянии. Большой вес, база и ширина говорят о том, что Планета рождена
ползать. Осталось только довести это свойство до совершенства. Вот этим я и
занялся.
Вот примерный
перечень того, что предстояло сделать:
- Изготовить переднюю вилку консольного типа. Изготовить переднее колесо на
основе ступицы ВАЗ2108. Цель - обеспечить возможность подключения привода через
ШРУСы и установки на обод широкой кроссовой резины.
- Заменить задний маятник на юнкеровский для обеспечения возможности применить
увеличенные грязевые звезды и широкую кроссовую резину.
- Изготовить привод на переднее колесо используя доработанные серийные узлы
привода ВАЗ2108, Изготовить храповой механизм для компенсации разницы в скорости
вращения колес и приоритетной загрузки заднего колеса на дорогах с хорошим
покрытием.
- Заменить генератор на восходовский или минский, для упрощения электрической
схемы и уменьшения высоты правой крышки двигателя. (крышку резать, укорачивать и
герметизировать)
- Перенести механизм выключения сцепления на левую сторону мотора, поскольку
справа будет установлен привод переднего колеса.
- Перенести глушитель на левую сторону и поднять наверх, т.к. справа для него не
будет места. И в колее чтобы не цеплялся тоже.
- Переделать электропроводку, упростить буквально до "одного провода".
Избавиться от приборки, предусмотреть место для установки навигатора и легенды.
- Выполнить всякие мелочи тип усиления рамы (дополнительные распорки и косынки),
установить более широкий руль кроссового типа, перенести подножки, рычаги и т.д.
По завершении этой
работы должен получиться мотоцикл, способный передвигаться своим ходом по любому
покрытию, по мягким и слабым грунтам, по болотистой местности, по колеистым
лесовозным дорогам, а также при отсутствии дорог. Мотоцикл должен уметь
преодолевать подъемы и спуски, водные преграды глубиной по сиденье (предусмотрен
шноркель). Планируемая минимальная скорость движения 1,5-5 км/ч при рабочих
тяговых оборотах двигателя.
И еще одна цель - получение удовольствия от езды по бездорожью без борьбы с этим
самым бездорожьем - едем, слушаем птичек, лузгаем семечки. А также приобретение
бесценного опыта для постройки нового, более продвинутого вездехода.
Что получилось:
На данный момент времени выполнены работы согласно предыдущего перечня.
Мотоцикл поехал.
Недоработки:
Передний амортизатор временный, из двух стандартных Ижевских. Нужно подобрать
подходящий одиночный.
Глушитель временный, изготовлен из трубы диаметром 50 мм с флейтой и
направленным выхлопом вниз.
Что требуется
доработать:
Внедрить в электросхему малогабаритный аккумулятор от бесперебойника со схемой
подзарядки, для обеспечения работы навигатора
Укоротить в разумных пределах валы переднего привода, для получения минимальных
габаритов по ширине.
Укоротить и приподнять штангу переднего привода, с целью коррекции взаимного
положения ШРУСов.
Рассчитать и изготовить резонатор и глушащую насадку.
В перспективе - изготовление более прочного заднего колеса с дисковым тормозом.
Заменить покрышки на кроссовую Петрошину "пятёру" 5,00х18".
Разварить (расширить) бензобак (имеется в запасе стандартный от пятой модели).
PS. Сегодня прокатился по ближним к гаражу полям. Сначала не впечатлило, по грунтовке, полевой дороге с лужами, по высокой траве и мелкому кустарнику Планета идет также как стандартный эндуро-мотоцикл. Но затем полевая дорога привела к пашне. Для начала проехал небольшой кусочек на первой передаче, метров пятьдесять... что то не так... Потом повторил на второй, и только по мотору чувствовалось, что нагрузка на него возросла. Тут я догадался, что включился полный привод и уже оба колеса везут меня по вязкой, мокрой земле, оставляя неглубокую колею. Обычный эндуро здесь упирается передним колесом, прорезая колею, заднее колесо намыливает грунт, пробуксовывает и кидает комья грязи... Я же просто ехал, как по обычной проселочной дороге, просто выбирая направление. И только равномерное "тах-тах-тах" выхлопа сопровождало движение.
Фоткать в тот момент было некому, поэтому просто иллюстрация сделанного: