Поход по Кольскому полуострову на вездеходах

Записки путешественика-дилетанта, волею судеб оказавшегося участником столь необычного мероприятия.

 

Часть 1. От Варзуги до Поноя.

 

    Мы стоим на высоком песчаном берегу Варзуги. Еще пару минут и три вездехода спустятся вниз, к воде. И с переправой прежний мир отойдёт назад, а новый, неизведанный мир откроется и примет путешественников, чтобы открыть свои тайны. И реки теперь словно рубежи - они разделяют не только берега, они завершают один этап и открывают другой. С каждой переправой изменяются природа, рельеф, и даже погода.

 

  Фото без названия

 

Идея этого похода принадлежит Алексею Гарагашьяну. Еще три года назад он опубликовал тему, в которой дал описание предполагаемого маршрута – двигаться вдоль восточного берега Белого моря от Варзуги до Островного, пересекая крупные реки Варзугу, Поной, Иоканьга. Затем от Островного до Ловозера с выходом на северную часть полуострова, насколько возможно. Возвращаться обратно в Варзугу планировалось через Кейвы и Краснощелье. По разным причинам поход откладывался, но в этом году всё сложилось – вездеходы, попутчики, время. В путешествие отправились следующие экипажи: Алексей и Оля, Юра и Катя, и мы - Саша и Володя (ваш покорный слуга :) ).

 

    07 июня 2010 года. Первый день похода.

   Итак, три необычных машины спустились к воде и успешно переправились через реку Варзугу, в самом широком месте недалеко от деревни Кузомень. Обернувшись назад, уже почти не вижу провожающих, солнце отражается от воды и слепит глаза. Теперь только вперёд. Начинается первый этап путешествия – от Варзуги до Поноя.

 

Фото без названия Фото без названия

 

О вездеходах.

Все три машины конструкции Алексея Гарагашьяна. Два вездехода построены им лично. Это бортоповоротные, на больших полутораметровых колёсах, с условным названием ДИФ. Едут практически везде, по песку, болоту, камням, хорошо плавают. Поворачивают подобно гусеничникам, засчет торможения одного борта, практически на месте разворачиваются.

Наш вездеход "Поросёнок" - самый маленький, колеса - "ободрыши" от КРАЗа-лаптёжника. Передние колёса рулевые, как на автомобиле. Хотя большую часть работы мы сделали сами, конструкция, отдельные сложные узлы и сварка ответственных соединений от Алексея. Построен вездеход по упрощённой схеме на мостах УАЗа, проходимость похуже, чем у старших братьев, и плаваем условно. Но в компании эти недостатки не так страшны. Много раз товарищи помогали нам выбираться из засад, подсказывали наилучший путь преодоления препятствий.

 

Первые километры пролегли по песчаным отливным пляжам и по невысокому берегу. Отчётливо видна дорога со следами колёс и гусениц. Берег не пустынен, периодически проезжаем через деревни, иногда встречются отдельные избы.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

С началом похода приходят новые впечатления – первый ручей, первый водопад, первые спуски и подъемы. Не имея никакого предыдущего опыта, мы на ходу учимся управлять вездеходом, осваиваем приёмы прохождения препятствий. Не забываем смотреть вокруг, столько нового, интересного. Стройные сосны и ели остались на том берегу, здесь деревья низкорослые, искривлённые ветрами и непогодой. Можжевеловые кустарники будто стрижены по одной высоте. Это зимний ветер вымораживает всё, что выглядывает выше снежного покрова, оставляя после себя мёртвые сухие ветки вместо ростков, осмелившихся поднятся выше.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

На берегу находим остатки корабля-мишени. Он оторвался от якорей и выбросился на берег. Посмотрели, полазали - ничего интересного. Едем дальше.

На встречном курсе показался автомобиль. Первый и единственный за всё время похода, что мы увидели вне населённых пунктов. Это ЗИЛ-157, едет по своим делам, заодно подвозит попутчиков. Постояли, поговорили немного и разъехались каждый своей дорогой.

 

Фото без названия Фото Без названия Фото Без названия

 

Пейзажи Терского берега

 

 Фото Без названия Фото Без названия  Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия

 

Встретилось небольшое стадо белых лошадей. Оказывается, несколько лет назад сюда завезли монгольских лошадей, чтобы делать из них колбасу. Но бизнес не задался и лошадок отпустили на вольный выпас до поры до времени, а они приспособились и вполне обходятся без человеческого внимания. Одичавшие, ходят по тундре и вдоль побережья, пасутся. Даже зимой добывают пропитание из под снега не хуже оленей.

 

 Фото Без названия

 

Побережье описывает дугу и чем дальше едем, тем южнее находимся. Полярный круг остался севернее. Погода как на курорте :)

 

Фото без названия Фото без названия  Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Пересекая речку возле посёлка Чаваньга, встретили местного жителя Павла Кожина. Спросили про пути-дороги, разложили карту. Павел обстоятельно и довольно точно рассказал про местность, наличие и отсутствие дорог и направлений. Посоветовал в Сосновке найти Павла Ваганова, который может дать советы по нашему пути. О цели нашего путешествия Павел сказал - "до Островного как до Китая..." - эту фразу мы потом вспоминали как цитату. На прощание он пожелал нам удачи в достижении цели.

 

 Фото без названия Фото без названия

 

Проходим Никодимский маяк, мчимся песчаными пляжами, идем илистым морским дном по отливу. Быстро едем, легко, будто на автомобиле.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото без названия Фото Без названия

 

Попробовали на "зуб" няшу. При выходе на берег реки Пялица, под слоем песка оказалась черная, дурно пахнущая масса из перегнивающих водорослей, в которой колёса не едут. С трудом наши вездеходы выбрались на берег.

 

Фото Без названия Фото Без названия Фото без названия

 

Дальше, вплоть до Сосновки, населённых пунктов уже не будет. Только избы на побережье. Следов транспорта уже нет, местное сообщение только по воде и вертолётом. Мы здесь как первопроходцы ))). (На самом деле это оказалась самая лёгкая в продвижении и самая населённая часть в нашем путешествии. Время от времени здесь также бывают туристы пешие, велосипедисты, водники. Так что по факту мы не первые. Но на самодельных вездеходах здесь, пожалуй, никто ещё не ездил).

При объезде каменистых берегов по тундре, впервые встретили так называемый "кочкадрав" – это достаточно твёрдые кочки, расположеные хаотично. Высотой могут быть полметра, метр, полтора. Едется в постоянной диагонали и вывешивании колёс, уханием между и взбиранием на оные... Теперь ясно наверняка - болота с их ровной поверхностью это благо, по ним можно объезжать кочкарню с комфортом!

 

Небо голубое, светит яркое солнце, жара. Комаров нет, едем в футболках, постепенно обгорая, скоро руки и уши начнут облезать. И это не смотря на то, что линия берега уже повернула и понемногу стремится в сторону севера.

Глядя на карту видим название "Урочище песчаные холмы". Сворачиваем в сторону и находим настоящую пустыню. Ощущение такое, что мы на юге в прикаспийской полупустыне. Жара под тридцать градусов, только верблюдов не хватает для полного впечатления.

 

Фото Без названия Фото Без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Через полчаса погода резко меняется, темная полоска, идущая по морской глади с севера, приносит резкий, пронизывающий ветер. Температура падает на пятнадцать градусов, море покрывается волнами, срывая белые барашки и солёные брызги.

 

Фото без названия Фото без названия

 

Далее берег становится выше. Чтобы не оказаться в ловушке, когда справа море, а слева стена, поднимаемся наверх по очень крутому и длинному подъему. Возникает ощущение, что едешь на лифте. Включаем первую передачу с понижайкой, мотор равномерно урчит и только линия горизонта уходит вниз. Никакой борьбы и надрыва, всё просто и спокойно.

 

Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия

 

Тем временем, незаходящее ночное солнце повисает над тундрой, и мы становимся на ночевку у реки каменистым дном и с любопытным названием Лиходеевка. Шёл третий день похода.

 

Фото без названия

 

Наутро снова в путь. Идём вдоль берега, придерживаясь линии связи – деревянные столбы с проводами. Трудно сказать, пользуются ли такой связью сейчас, кое-где столбы упали, но в целом выглядит работоспособной. Высокий берег пересечён ручьями и мелкими речками, прорубившими себе глубокие каньоны с обрывистыми берегами. Мы ищем объезды или подходящие места для спуска-подъёма. Вездеход сильно кренится при проезде таких препятствий. Поначалу это добавляет адреналина, но потом перейдёт в привычку.

Иногда спускаемся к морю и идём берегом, где это возможно.

 

Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото без названия Фото Без названия

 

Наконец, снова находим колею и идём по ней в сторону Сосновки по тундре, через броды, через низкорослый лес.

 

Фото Без названия Фото Без названия

 

Сосновка - довольно большой посёлок, сюда в летние месяцы даже приходит теплоход "Клавдия Еланская" из Мурманска. Швартуется у острова, все пассажиры и грузы попадают сюда в два этапа – сначала на лодки, а потом в посёлок. Обратно таким же образом, лодка – теплоход.

Дома добротные, улицы широкие. Есть почта. Связь осуществляется таксофоном (президентская программа) или спутниковым телефоном, если у кого есть такой.

Разыскали Павла Ваганова, у него самый видный дом. Снова развернули карту и он показал примерные маршруты до Лумбовки и до Поноя. Сказал, что Поной можно пересечь только в паре мест, поскольку там очень высокие и крутые берега. Однако, они в сторону Поноя обычно морем ходят, а по тундре только вглубь материка. В Каневку, к примеру, и то только зимой на снегоходах. Летом тундра почти непроходима.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Поблагодарили, попрощались. Показательно переплыли реку и ушли в бескрайнюю тундру. Теперь уже точно до самой Лумбовки мы никого не встретим. Првым делом пересекаем настоящее шоссе – насыпь прямой как стрела дороги. Это фрагмент сталинской стройки №509. (http://www.hibiny.ru/news/ru/archive/11448) Двигаясь по тундре стараемся придерживаться широкой колеи от МТЛБ, но вскоре теряем её, так как на каменистой почве след не читается.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

И снова речки, снова каньоны, очень красивые небольшие водопады и перекаты. Идём маленькой колонной -впереди Алексей, затем мы и Юра замыкающий. Движение при пересечении речек по воде проблем не вызывет, но спуститься в овраг или каньон, и подняться наверх весьма непросто. Крутые скалистые берега не подпускают к воде, поэтому к большим рекам в глубоких каньонах спускаемся по оврагам, впадающим ручьям и осыпям. Иногда приходится пользоваться страховкой.

 

 Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Надо сказать, что первая часть похода - это история поиска и потерь нужной колеи. То теряем её там где она должна быть, то находим её там, где быть не должно. Так и в этот раз, снова потеряли. Двигаемся по азимуту, через кочкарник, преодолевая спуски-подъемы через речки и ручьи, с треском проламываемся через кустарник, петляем в невысоком берёзовом лесу. Неожиданно возникает  накатнная дорога, которая выводит на оленеводческую базу – кораль, и тут же исчезает снова.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия   Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Идет шестой день похода. Движемся на небольшом удалении от берега. Преодолеваем несколько крутых спусков, один из которых на реке Даниловка.

В устье реки Пялка пытаемся найти выход амазонитового камня в виде скалы характерного зелёного цвета. Безрезультатно. Находим только избушку и красивейшие скалистые берега. Делаем много фотографий.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Речные каньоны всё дальше вдаются вглубь материка, крутые берега не позволяют пересекать их. Поэтому, чтобы избежать многокилометровых объездов уходим в тундру, подальше от берега. А там так нелюбимые нами кочки, из-за которых произошла первая крупная поломка – вездеход Алексея едва не потерял колесо. Треснула переходная шайба между ступицей и воздушным каналом. Срочно организуется полевой ремонт - в конструкции ДИФа предусмотрена возможность выполнения сварочных работ от комплекта аккумуляторов и подключения электроинструмента к встроенному инвертору. Алексей вскрывает колесо, проваривает уставшую деталь и заваривает обшивку обратно. В это время все остальные заняты приготовлением ужина и прочими хозяйственными делами. Через пять часов можно ехать снова. На ночёвку встаём на ручье Глубокий (который кстати не такой уж глубокий, но в нём тем не менее водится вкусная форель).

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия   Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия

 

С утра снова идём по азимуту. Кочки, болота, тундра. Устав ползать по кочкам, находим следующую ветвь стройки №509 и едем по ней практически до реки Поной. Дорога местами зарастает кустарником и мхами, но хорошо читается и едется. К тому же она отлично видна на космонимках. Мосты давно развалились и сгнили, а вот короткие колышки, размечающие центральную линию дороги, прекрасно сохранились. Удивительно, как будто недавно их поставили.

 

Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Двигаясь на север, мы постоянно находились в зоне весны.

 

Фото без названия

 

Как раз у очередного сгнившего моста мы должны были спуститься вниз по руслу ручья. Мимо размывов, по поваленным деревям и кустарнику, рискуя опрокинуться. Алексей прошёл первым и без страховки, мы пошли следом, для верности спилив пару сильно мешающих стволов. Всё прошло удачно.

 На ужин приготовили уху из форели.

 

Фото без названия Фото без названия
 Фото без названия

 

Следующим днём достигли реки Поной...

 

Продолжение следует.