Поход по Кольскому полуострову на вездеходах

Записки путешественика-дилетанта, волею судеб оказавшегося участником столь необычного мероприятия.

 

Часть 2. От Поноя до Островного.

 

Следующим днём достигли реки Поной.

Ещё двигаясь по тундре, увидели огромные радиолокационные антенны, видимо, находящиеся на том берегу.  Свернули с дороги и пошли напрямую к реке. По пути проехали через бывший геологический посёлок. Полуразвалившиеся деревянные дома и сараи, внутри до потолока составлены ящики с образцами сверления материка, бочки, разный хлам.

 

 Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Ещё не видя берегов, делаем первую попытку спуститься вниз. Находим на карте впадающую речку с наиболее, как казалось, пологим рельефом и пробуем двигаться вдоль русла. Безуспешно, плавный спуск сменяется высокими каменными ступенями и узкими берегами, которые не пустили нас к большой воде.

 

 Фото без названия Фото без названия

 

Снова смотрим карту и космоснимки - неутешительно. Решено подъехать к деревне Поной, которая находится на самом берегу, может быть к ней подходы будут. Двигаемся всё ближе и ближе к реке. Еще немного, и открывается вид, от которого становится не по себе. Не то что дух захватывает или восторг перхлёстывает через край. У меня возникло чувство прикосновения к вечности вперемежку с тревогой. Огромный извилистый каньон, разреавший миллионы лет назад каменистую землю, крутые берега поросшие лесом, склоны у воды, обрывающиеся вертикальными каменными стенами, быстрое и полноводное течение реки, завершающей свой четырёхсоткилометровый путь... и как же эту красоту мы пересекать будем?

 

 

Эту реку мы отметили ещё во время подготовки к походу. Прокладывая маршрут видели, что она самая широкая из тех, что предстоит пересечь, и основное внимание уделяли способу переправы. Да, мы читали про стометровые берега, но мысли не было, что спуститься к воде будет непросто, практически невозможно.

 

Деревня Поной находится на самом берегу у воды, а над ней семидесятиметровый склон со снежником. (Кстати, этот склон когда-то использовался геологами – на тросах по проложенным вверх рельсам здесь затаскивали грузы и технику. Сейчас остались только следы, обрывающиеся у самого края). Смотрим сверху - с виду безжизненная, никого не видно. Но подновлённые досчатые тротуары, вполне цивильлные предметы у некоторых домов и вертолётная площадка говорят, что здесь деревня не брошена. Саша, Юра и Оля спустились вниз по склону, я же стою наверху на снежнике и наблюдаю за происходящим в биноколь. Очень уж крутой спуск.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Находясь в деревне, ребята разыскали сторожа и охранников. Пока охрана налаживала связь с пограничниками (интересно, какая граница проходит в устье реки?) наши путешественники осмотрели местный музей, прогулялись среди домов. В музее местные энтузиасты собрали разнообразные вещи с окрестностей, предметы, ставшие уже забытыми и ненужными, но несущие на себе отпечаток прошедших времён.  На окраине деревни имеется древний каменный лабиринт, возраст которого более двух тысяч лет. (О том, что происходило внизу подробнее расскажут наши путешественники, а я пишу о том, что видел сам).

Тем временем сторож Олег поднялся наверх посмотреть на вездеходы. Рассказал где возможно найти подходы к реке. Долго они с Алексеем водили пальцем по картам, перебирая замысловатые варианты - вот здесь можно спуститься, но ступенька двухметровая, а вот по реке метров двести по течению и можно на берег выходить, а вот еще место... Один вариант пуще другого. В конце концов пришли к выводу, что возможны лишь два места переправы - один выше по течению, второй в устье реки у самого моря, во время отлива. Через саму реку нет накатанных бродов и переправ, поскольку тундра и реки становятся проездными только зимой, и ходят по ним обычно на снегоходах. А летом никто никуда не ходит, не сезон.

 

Фото без названия

 

Пересечь Поной решено выше по течению у горы Уползень. Если получится, то сэкономим километры пути и время проезда, т.к. по нашим предположениям, в Островном нас уже ждут новые попутчики, которые должны присоединиться и продолжить поход. Идем к горе вдоль берега, иногда пресекая неширокие снежники и форсируя ручьи в узких и обрывистых руслах. Берега реки по прежнему очень высокие, вид с них потрясающий. Солнце, появляясь из облаков, устраивает игру света и тени.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

. Наконец достигли подножия горы. Осмотрели ближайшие склоны. Снова неудачно, не подпускает река к себе. Саша уходит в пешую разведку, Алексей уезжает на вездеходе исследовать ручей.  Разведчики возвращаются с неутешительной вестью - русло ручья становится очень узким и порожистым, а достаточно пологий берег вдруг обрывается вертикально вниз, в воду. Ближайший склон с лесными зарослями и с раскисшей почвой также не вдохновляет на спуск.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

В принципе, если погеройствовать, то мы окажемся внизу, но не хочется рисковать. Поэтому, после короткого совещания, решено утром возвращаться к устью и пытаться перереправиться у самой кромки моря.

 После ночёвкаи идём обратно практически по своим следам. Вот позади остались посёлок гелологов, деревня Поной, и мы снова пытаемся разобраться в многочисленных следах, чтобы найти нужную колею. Ищем дороги на карте, снимках и просто стоя на крыше, всматриваясь в тундру. По пути находим старый подъемный кран, про котроый говорил Олег, тоже своего рода экспонат под открытым небом.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Дойдя до деревни Лахта, делаем ещё одну попытку спуститься. Нет, снова можно только пешком. Более-менее приличная расщелина заканчивается крутым склоном, превышающим возможности наших вездеходов.

 

Фото без названия Фото без названия

 

Опять углубляемся в тундру, высматриваем дорогу по спутниковым снимкам. Наконец находим нужный путь и подходим вплотную к заливу, расположенному рядом с устьем. Как ни хотелось, но пришлось размотать верёвки и соорудить страховку. Последний десяток метров оказался довольно крутым, со ступенькой. По очереди спускаемся на берег. Наконец можно расслабиться – до полного отлива несколько часов. Используем время для отдыха и ужина. Собрались было сварить гречки, но спонтанная рыбалка принесла улов с первого заброса. Улов тут же был сварен и съеден.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Полный отлив наступил около шести часов утра. По оголившемуся морскому дну обходим остров и пытаемся подняться немного выше по реке, чтобы иметь запас для сноса вниз по течению. По очереди обходим по воде каменистый выступ. Всё вроде нормально, колёса бешенно крутятся, навигатор показывает вполне приличную скорость 1,5 км/ч. Но случайно брошенный в сторону берега взгляд говорит о том, что вездеход плывет не вперед, а в обратную сторону. Сильное течение сносит его в сторону моря. Как раз в этом месте проходит сильная струя течения, преодолеть которую Поросёнку не под силу. На помощь приходит Юра на ДИФе и отбуксировывает нас в безопасное место. Дальнейшую переправу Поноя совершаем комбинированно – сначала на тросе за Юрой на другую сторону, затем за Алексеем вдоль берега вниз. Проходим пару километров вдоль высокого каменистого берега и выходим на сушу у Шестого причала. Ну что же, поговорка, которая родилась ещё в Питере – "Кому повезёт, тот Поной и перейдёт" имела в данном случае положительный смысл.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

Вместе с переправой пройден новый рубеж – повсюду видны следы цивилизации. Брошенная техника, строения, коммуникации. Многокилометовая ржавая труба на бочках-опорах вдоль дороги. Даже под колёсами самая обыкновенная глина. Да уж, ничего интересного здесь нет, чтобы посмотреть следы разрухи совсем не нужно ехать за тридевять земель. Поэтому двигаемся весьма быстро, почти не останавливаясь. Позади остались Корабельное, бывшая радолокационная станция,  брошенный аэродром с полуразобранным остовом самолёта.

 

Фото без названия Фото без названия   Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Наконец, дорога поворачивает в сторону тундры и мы берём направление на Лумбовку. Постепенно окружающая природа приобретает свой привычный вид. Кустарник старается быть совсем незаметным, кочки в меру кочковатые, болота ровные и вполне проходимые, подъёмы и спуски пологие. Жизнь налаживается ))).

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

На ночёвку остановились посреди тундры, после почти бессонной ночи нет сил двигаться дальше. Наутро снова продолжаем свой путь.

 

Фото без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия

 

Неширокая, быстрая река Качковка встречает нас довольно крутыми склонами, преодолеть которые удалось почти без приключений. В нашем вездеходе во время спуска заскользили колёса и внизу оказались несколько быстрее чем ожидалось. Поросёнок так подпрыгивал на камнях, что даже  сиденье соскочило с места и попыталось сдвинуться вперёд - пришлось ловить. А Юра во время подъема был вынужден воспользоваться страховкой, потому что угол наклона в подъеме оказался очень велик. Саму же речку проехали без проблем, аккуратно двигаясь по округлым камням, усыпавшим дно.

В строящейся на берегу турбазе встретили охранников. Присматривают чтобы никто не нарушал покой реки. Связь с "большой землёй" по спутниковому телефону, сообщение только вертолётом.

 

Фото Без названия Фото Без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Поднявшись от русла вверх, видим колею. Но она уходит к побережью, а нам нужно на север. Снова выбираем направление по азимуту и идём, пока не встретим нужный след. Следов много. Иногда ошибаемся, разворачиваемся.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

 

Наконец выходим к Лумбовке. Мы знали, что там находится военная часть. Поэтому двигаясь стороной, пытаемся зайти в посёлок минуя домики с антеннами и иные воинские строения. Поскольку здесь имеется мобильная связь, надеемся найти след цивилизации в виде продуктового магазина. Напрасно. Посёлок в несколько домов, магазина нет, сообщение и снабжение вертолётом. Встретили одного единственного человека, видимо свободный от вахты, который однако не проявил к нам никакого интереса. Разворачиваемся и уходим искать переправу через реку.

 

Фото без названия Фото без названия

 

На море как раз отлив и хорошо видно оголившееся русло реки, густо обмазанное глинисто-илистой няшей. Вязнуть в этой субстанции никакого желания нет, поэтому ищем возможность обхода. Смотрим в карту – вроде выше по течению имеется некоторая пологость и как раз в ту сторону уходит одна из дорог. Но напрасно проблуждав среди обрывающихся следов, едва не застряв среди камней и деревьев, возвращаемся обратно к устью и переходим реку по хорошо заметному следу ГТТ. Решение оказалось удачным, даже ног не замочили – слой няши оказался небольшим.

 

Фото без названия Фото без названия Фото Без названия Фото Без названия

 

Погода снова меняется и снова стремительно – только что видели горы по ту сторону реки, а через полчаса все затянуто туманом и моросью. Сквозь белёсую пелену, как "ежики в тумане", едем  к водопаду на реке Чёрная. Здесь будет наша последняя перед Иоканьгой ночёвка.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Однажды встретив Новый год у водопада Кулисмайоки, я испытываю слабость к падающей воде. Очень люблю водопады, пороги. Так и в этот раз. Смотрю, сравниваю. Высота не меньше десяти метров, воды много, каменный створ живописный. Вода падает с высоты, ударяет в каменный порог и с шумом и пеленой брызг меняет своё направление в узком скальном коридоре, несётся дальше кружась пенными вихрями. Можно бесконечно слушать этот шум. Преодолев высотобоязнь даже спустился по камням к течению ниже водопада. Стоя у воды, ощущаешь себя очень маленьким среди величия и могучести природы.

 

Фото Без названия Фото Без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Утром легко преодолели реку, взяв несколько выше по течению. Далее идём на север к Иоканьге.

Это была самая наезженная часть в нашем пути по побережью. Следы ГТТ в разных направлениях пересекают тундру и надо только выбрать нужное. Иногда встречали большие стада оленей - осторожные животные к себе не подпускали, но далеко не убегали. Я разглядывал их в бинокль, а наши добровольные фото и видео операторы ползком пытались подобраться поближе.

 

Фото Без названия Фото без названия Фото без названия

 

Солнце, вода и снег соседствуют рядом. Нашим взорам являются удивительные пейзажи, скалистые возвышения, каменные россыпи. Природа уже немного иная, чем в начале путешествия. Гораздо суровее, лаконичнее, будто готовит нас ко второй части похода.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

С помощью мобильной связи (а она уже есть) справляемся о месте переправы. Колея, петляя между сопок и заброшенных строений,  выводит нас к каменистому берегу как раз напротив бывшей деревни Иоканьга (так указано на карте).

 

Фото Без названия

 

Разнокалиберные валуны лежат вдоль на берегу воды, а над ними высятся не очень высокие, но неприступные склоны. Но нам не пришлось долго искать место для переправы, потому что житель  Островного, наш друг Сергей Быстров вывел нас сюда, указывая путь с помощью мобильной связи. Он же встречает нас на том берегу вместе с семьёй. По очереди спускаемся к воде. Одеваем спасательные жилеты. Вот и первый пошёл – Юра совершает заплыв. Течение есть, вездеход сносит, но он уверенно подходит к тому берегу. Теперь наша очередь – ДИФ Алексея и мы сзади на верёвочке переплываем реку.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Ура, можно сказать что первая часть похода почти закончилась, теперь до Островного рукой подать. Проезжаем несколько километров по накатанной дороге, ведущей через живописную тундру,  и мы оказываемся на бетонке ведущей в Гремиху. Указатель "Островной" проплывает мимо нас – "Добро пожаловать в Китай!" – слышится по рации, это мы вспоминаем слова, сказанные нам в начале похода. Добро пожаловать в ЗАТО "Островной".

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Шёл тринадцатый день похода, позади 600 километров.

 

Город производит странное впечатление. Среди пустующих многоэтажек стоят жилые дома. Среди запустения теплится жизнь.
Когда-то он был большой, многолюдный. Крупная военно-морская база...
Теперь, напоминает засыхающее дерево, на теле которого, не сдаваясь, зеленеют отдельные ветки.
Печальный город. Печальная страница в новейшей истории нашей страны.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Пришло время разделиться. У Юры с Катей подходит к концу отпуск и нужно решать, как выходить к цивилизации с автобусами, такси и прочими транспортными возможностями, чтобы добраться обратно до Варзуги, где оставлена машина с прицепом. Варианта два. Первый - идти напрямик до Ловозера, второй - пытаться сесть на теплоход. Первый вариант полон неизвестностью и не факт, что возможно будет быстро дойти в одиночку. Второй вариант затруднён по организационным причинам, т.к. на севере сейчас период отпусков и все места расписаны заранее. Но всё решилось, благодаря Сергею. По моему, он сделал просто невозможное, устроив отправку Юры с Катей на теплоходе. "Клавдия Еланская" ушла в Мурманск с нашими путешественниками и вездеходом на борту, а мы вернулись обратно в гостинницу строить планы по дальнейшему маршруту.  

 

Хочется сказать слова огромной благодарности Сергею за помощь, оказанную в Островном. Он сопровождал нас, оказывал техническую поддержку, обеспечил заправку дефицитным топливом, показывал город. Без него  мы бы испытали огромные трудности.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

 

 

Итоги первого этапа похода:
Пройдено за 13 дней 600 км по тундре, отливным пляжам, кочкам, болотам, колеям и "дорогам".
Переправились через крупные реки Варзуга, Поной, Иоканьга. (Небольших речек и ручьёв не счесть.)
Расход по топливу составил:
ДИФ Алексея, дизель Кубота с механической КПП - 30 л/100км;
ДИФ Юры, инжектор 1,3 л с автоматической КПП - 45 л/100км;
Наш "Поросёнок", инжектор 0,7 л с механической КПП - 30 л/100км;
Ремонты в пути:
в ДИФах - сварка ступицы колеса и небольших трещин рамы. Произведён ремонт отслоившегося борта в покрышке с зашиванием проволокой и герметизацией жгутиками;
в Поросёнке - выход из строя регулятора холостого хода и датчика давления масла в двигателе. Замена силового реле вентилятора. Поломалась муфта включения переднего колеса (ХАБ) - взамен поставлена заглушка.

 

 

На следующий день снова ушли в тундру. Начался второй этап нашего похода.

 

Продолжение следует.