Поход по Кольскому полуострову на вездеходах

Записки путешественика-дилетанта, волею судеб оказавшегося участником столь необычного мероприятия.

 

Часть 8. От Краснощелья до Варзуги.

 

Рассказывая про Краснощелье, не хочется заглядывать в энциклопедию или читать историко-географические справочники. Наоборот, хочу рассказать об этом посёлке, руководствуясь только своими личными впечатлениями. Может быть не совсем верно, но именно так, как я увидел это село своими глазами.

Если взять карту Кольского полуострова и отметить центр восточной половины, как раз окажется почти то самое место, где находится село со славным прошлым, непростым настоящим, и, надеюсь, добрым будущим.

 

Фото без названия

 

Эта история началась на границе девятнадцатого и двадцатого веков, когда в Коми, среди оленьих стад началась болезнь "копытка". Чтобы справиться с ней, нужно было переселиться на новые место. И тогда разведчики отправились на поиски, в том числе на Кольский полуостров. Подходящее место было найдено в верховьях Поноя, в окружении болот и лесов. И многотысячные стада отправились на новое место жительства. Два сезона, с помежуточной остановкой в Кеми, шли люди с оленями и скарбом. Место понравилось, стали осваиваться. Лишь несколько семей не захотели остаться и вернулись обратно, проделав такой же путь.

Девяносто лет назад поселение получило статус села и от этой даты ведётся отсчёт истории  Краснощелья. В лучшие времена количество жителей доходило до шестистот человек, сейчас же проживает четыреста. Но никто не считает, что село умирает, наоборот,  верят в развитие и делают всё возможное для возрождения промысла. Жители традиционно занимаются оленеводством, рыбачат, охотятся. Есть даже своё стадо коров. Выпас и заготовки сена происходят на лугах, расположенным по берегам Поноя. Так как вокруг села многокилометровые болота, оно буквально отрезано от большой земли, словно остров. Сообщение летом только по воздуху, вертолётом. С декабря же пробивают зимник до Ловозера, и тогда движение не хуже чем на самой оживлённой трассе - двух часов не пройдёт, чтобы кто-нибудь не проехал. Таскают грузы на весь год вперёд. В основном это сани волокуши за трактором - по пятнадцать тонн за раз. Также ГТТ ходят - бессменные трудяги севера. И само собой снегоходы, на них ездят зимой по Кольскому вдоль и поперёк, лишь бы рельеф позволял и просеки через леса были.

По этому зимнику также доставляют леговые автомобили, вроде того, что встретился нам навстречу. Ездить тут на полноприводе некуда, там где заканчивается грунтовка, начинается болото. В нём утонет любой джип, только бесполезно сожжот дефицитное горючее. Поэтому для повседневных поездок и перевозок здесь используют легковушки, как правило честно отслужившие своим хозяевам в Мурманске и Ловозере. Также довольно много отечественных мотоциклов. Возят воду, дрова, ездят на реку, да и мало ли хозяйских дел, где нужен простой, неприхотливый транспорт. А еще, вдоль берега стоит множество лодок, ибо река и кормилица, и дорога одновременно. Сюда, в верховья заходит сёмга на нерест, и в своё время сам царь Пётр издал указ повелевающий соблюдать в это время тишину и даже в колокола не звонить.

Посёлок чистый, аккуратный, с тротуарами, выстланными по северному обычаю из досок. Есть школа, детский сад, магазины, почта, мобильная связь. Развивается туризм - сюда проложены снегоходные маршруты для туристов. Гостеприимный гостевой дом ждёт путешественников. Здесь их ждут тепло и уют, после многокилометрового прохвата через полярную ночь. Мы же здесь первые путешественники, оказавшиеся летом - открыли новый сезон не в сезон)))

 

Итак, въезжаем в Краснощелье и теперь нужно найти гостевой дом, где заранее было договорено о встрече. Две велосипедистки, оставивив на время свои дела вызвались проводить нас до самых ворот. Хозяева - Вера и Алексей встречают нас, показывают комнату, готовят ужин и баню. Вобщем, оказывают самый тёплый прием. Кажется, что мы как дома. Вечером успеваем помыться в бане, пока не остановился на ночь дизель-генератор - в двенадцать гаснет свет. В разговорах с хозяевами узнаём про прощлое и настоящее села, Вера и Алексей рассказывают как восстанавливали почти разрушенное хозяйство, показывают фотографии. Даже не верится, что своими руками создали такой уютный и тёплый дом. Договорившись о делах, намеченных на завтра, расходимся спать.

 

Фото Без названия Фото без названия Фото Без названия

 

А на завтра случился незапланированный ремонт. Снова трещина, и снова воздух поступает в колёсный бак ДИФа. Пока Алексей занимается ремонтом, мы с Сашей отправляемся на прогулку, село посмотреть и заодно в магазинчик зайти, пополнить продуктовые запасы.

 

Фото Без названия Фото Без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Кстати, к утру гостей в доме стало больше. Геологи - Сергей и Отто, пришли поздно ночью. Они работают в Кейвах, в пятидесяти километрах отсюда, и на выходные решили придти в Краснощелье, село посмотреть, молочка попить. Отдохнуть, вобщем. Но я лично слабо представляю себе, как это взять и махнуть за полтинник пешедралом. Да ещё по вездеходным следам - мы то на болоте на землю не сходили, а если бы сошли, то стоять там непросто, а ходить тем более очень тяжело. Короче, респект и уважение ребятам.

 

Фото без названия Фото Без названия

 

Тем временем ремонт закончен, можно двигаться дальше. Прощаемся с гостеприимными хозяевами Верой и Алексеем. Надеемся, что удасться посетить их ещё раз. Алексей провожает нас до реки.

Поной. Вот мы и встретились снова. Совсем не похож на ту стремительную и полноводную реку с неприступными берегами, что мы пытались форсировать в первой части нашего похода. Сейчас Поной тихий, мягкий, легко перенёс нас с одного берега на другой. "Кому повезёт, тот Поной и переплывёт" - повезло снова ))).

 

Фото без названия

 

На том берегу встаём на дорогу и едем, руководствуясь линиями на карте, начертанными местными вездеходчиками. Заблудиться сложно, поскольку дорога отчётливая. То грунтовая, то с выступающими камнями (совсем как возле Октябрьского, кто ездил тот знает), то уже привычно разъезженно-топкая в объездах болот. Чтобы не ковыряться в колеях, иногда мы спрямляем путь по болоту, а потом возвращаемся обратно на дорогу. На обочине нашли очередой артефакт - планетарный бортовой редуктор. На глазок выяснили причину поломки, покрутили в руках и поехали дальше. "Летняя" дорога вскоре закончилась, пошёл зимник. Мостик через ручей уже не удивляет, должно быть это ручей-незамерзайка и проще построить мост, чем льда дождаться.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Идём вдоль нитки на карте, обозначающей зимник. Болота перемежаются лесными островами, которые обходим стороной. Ориентируемся по карте, вычисляя коридор для движения. На одном из болот видели топливный бак, сброшенный с самолёта. Алюминиевый корпус разорван пополам и смят от удара о землю.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Пересекаемые речки уже совсем иные, чем были во время предыдущего этапа похода - вода в них тёмная, торфяная, вся напоена ароматами прибрежных трав.

Справа по курсу озеро Песочное, обходим его и берём курс на водопад Падун, что на реке Варзуга.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Через ручьи, заросли кустарника и болота прокладываем путь. Иногда лесные заросли настолько густые, что впереди идущую машину едва видно. Разок пришлось пойти в пешую разведку.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Оживились летающие насекомые - слепни, оводы и комары донимают. И самое лушее место во время коротких остановок, это на крыше вездехода. Ветерок сдувает надоедливых кровососов.

Ночевали у ручья, впадающего в реку Варзугу.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

К водопаду Падун пролегают старые геологические дороги - основательно заросшие колеи. По этим дорогам подходим к реке Большая Варзуга (это еще до слияния с рекой Пана, после которого продолжается река Варзуга как таковая). К воде спустились пешком, так как вокруг заросли очень плотные.

 

Фото Без названия

 

Водопад встречает нас шумом воды. Два рукава в несколько ступеней пенят воду, закручивая её среди каменных уступов. На берегу можно разглядеть следы старого кострища среди камней. Можно представить, как много лет назад, кто-то также сидел здесь и слушал шум падающей воды, шум вечности.

 

Фото Без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Пересекаем реку через брод немного ниже по течению.

 

Фото без названия Фото без названия

 

Следующее большое озеро справа по курсу - Сергозеро. Делаем короткую остановку на высоком, подмытом водой торфяном берегу. Волны плещутся прямо в отложения торфа, отчего вода внизу мутная. Зато впадающий ручей кристально чистый и вода в нём холодная и очень вкусная.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Проезжаем немного и останавливаемся на последнюю ночёвку у Сахарного озера. На берегу стоят косматые сушины, словно из сказки про леших. Место для костра выбрали у самой воды. Удивительно, но на узкой береговой полоске совершенно нет комаров, хотя рядом среди деревьев их полным полно.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Последний вечер в тундре... Даже необычно, что завтра всё закончится. Настолько прижился к состоянию похода, движения, что не надоело совсем. Так бы ездил и ездил, пока белые мухи не полетели. Но пора возвращаться.

До Варзуги осталось совсем ничего, чуть больше тридцати километров.

 

Фото без названия

 

На следующий день, в районе Железных ворот находим ГТТ, крепко увязший в болоте. Судя по всему, прошло уже немало времени, поскольку никаких следов борьбы не осталось и всё вокруг него заросло мхом и травой. И только ноги предательски проваливаются возле самых бортов, говоря о тонком покровном слое. Может быть, с этим случаем связано появление поклонного креста в паре километров от этого места?

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Уходим с зимника, чтобы спрямить наш путь. Болото отлично держит, вездеходы идут быстро, лишь приминая траву. Даже "чёрная кака" подсохла и колёса совсем не вязнут в ней.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Однако, коварство болот не знает границ. Жидкие разливы подступают со всех сторон, свободные для движения пространства сужаются, приходится тщательно выбирать траекторию между "плохо" и "очень плохо". Даже всепроходимый ДИФ испытывает трудности. Я вылезаю на передний бампер чтобы изменить развесовку и заодно указывать направление движения. Вроде всё получается - очень медленно, но вездеход проезжает одну засаду за другой, двигаясь по очень тонкому слою из корешков и травинок. Не хотел бы я сходить с бампера вниз - сразу сапоги потеряешь. Но одна ошибка, и Поросёнок вязнет в торфоводяной жиже "без дна", в которой и плавать еще нельзя, и ехать уже невозможно. На помощь приходит Алексей. Не с первой попытки, но подходит на длину троса и выдёргивает нас из западни. Выходим на кромку леса по его следам. Коварное болото осталось позади.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Дальше всё просто. Снова под колёса ложится зимник. Легко проезжаем ручьи, мелколесье и болотца. В нескольких километрах от села увидели остатки самолёта  - результат неудачной посадки. Вскоре въезжаем на территорию аэродрома (бывшего?) и за ним, с высоты открылся вид на село и реку Варзугу. Вот так неожиданно, раз - и включили панораму. Можно разглядеть каждый домик, каждое дерево, лодки у берегов. Осталось съехать вниз по довольно крутому песчаному спуску и пройти среди домов к реке.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Интересная особенность левобережной части села - совершенно нет дорог между домами. Только тропинки и дорожки. Это должно быть от того, что здесь нет машин, в отличие от правобережной части. Находим проезд между заборчиками к реке. Жители заняты своими делами, посмотрят в нашу сторону и снова за работу. Видимо наши "трактора" им не в диковинку.

 

Фото Без названия Фото Без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Переправляемся через реку рядом с пешеходным бродом (там несколько человек проводили лодки с детьми, глубина по пояс). Чтобы подняться на берег, пришлось проехать по пляжу вниз по течению, больно крутоват здесь склон.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Вот и закончился наш поход. Переправой Варзуги начался, переправой завершён. Снова цивилизация, снова люди, машины и пыль дорог. Север, который  "за краем земли", выпустил нас и остался позади, подарив незабываемые впечатления. В памяти навсегда незаходящее солнце, бескрайние тундры, камни и вода...

 

Фото без названия

 

 

12 июля 2011 года.

 

Продолжение следует? Я надеюсь, что следует. Север ждёт...

 

 

 

 

Послесловие:

Пройдено 1400 километров за 36 дней.

Расход топлива составил примерно по 30 л/100км у дизельного ДИФа и у Поросенка. Бензиновый ДИФ с автоматом расходовал 45 л/100км.

В среднем ехали 5 - 6 часов в день.

Средняя скорость движения составила 7,4 км/ч

За все время пути, вне населенных пунктов встретили лишь одну движущуюся машину - ЗИЛ 157. Это было в самом начале пути, пока еще шла дорога вдоль берега моря. Дальше только видели следы гусеничных тягачей. Большинству из них было много лет.

Вездеход "Поросёнок" прошёл весь путь без поломок. Из мелких неисправностей пара реле, датчик холостого хода, выключатель на приборке, хаб.

Проходимость вездеходов такова, что едут практически везде. Там где идут гусеничники, пройдут и наши вездеходы. Местами, где на ГТТ движение уже невозможно, наши вездеходы всё равно едут. Медленно, тщательно выбирая путь, но едут.

 

 

Прочее:

Песенка, напетая во время путешествия.

"Пять поросят, пошли купаться в море.
Но занят был один,  осталось их четыре

Четыре поросёнка, пошли купаться в море,
Один вдруг занемог, и их осталось трое.

Три поросёнка, пошли купаться в море.
Один из них уплыл, и их осталость двое.

Двое поросят, пошли купаться в море.
Но кончился бензин, остался он один" - (а вот  этого, слава богу, не произошло!))))

 

Поговорки и цитаты:

"Кому повезёт, тот Поной и переплывёт."

"Чем медленнее вращается колесо, тем быстрее вездеход движется по болоту"

"До Островного как до Китая"

"Черная кака" - очень топкая полужидкая водоторфяная смесь.

"Кочкодрав" - скопление плотных кочек высотой от полуметра до полутора-двух метров высотой, растянувшееся от чуть-чуть и до горизонта.

 

и много чего ещё не сказано, не сфотографировано, не написано...

 

Фото "писатель" это я

 

Трек похода

(куска нет, т.к. были проблемы с аккумулятором на планшетнике и тогда еще не научились "быстро сохранять пока не вырубился")

 

Фото трек