Хождение из Коми в Архангелогородчину
(или путешествие в поисках себя)

 

 

Случилась беда - я перестал удивляться. Что бы ни со мной не происходило, всё казалось обычным, предсказуемым. Положение усугубляло то, что я совсем не езжу на мотоцикле вот уже второй год. Стоит "Сказочный" в гараже, покрывается пылью, и даже мысли появились продать его и закрыть мототему навсегда…

Нужно было срочно определяться в своих отношениях с мотоциклизмом, поэтому самое правильное решение, это отправиться в мотопоход. А там всё встанет на свои места.

Начал сборы и подготовку. Сначала был полный кавардак, и в голове тоже. С трудом находил нужные вещи в гараже и дома – когда то хранившиеся в привычных местах, они теперь валялись чёрт те знает где. Но время и дело постепенно приводят к порядку и через две недели сборов мотоцикл оказывается вполне подготовленным, снаряжение готовым. Отсутствие обильного финансирования не позволило выполнить всё, что хотелось, но основное было сделано. Маршрут похода тоже созрел. Несколько лет уже засматриваюсь в сторону северо-восточной части Архангельской области. Вот туда и решил попасть кратчайшим путём, с заходом из Коми.
22 июля 2012 года в 9-00 я выехал из Питера, чтобы найти себя на дорогах и наших северных просторах.

 

Начало.

Мотоцикл Honda XR250 был загружен основательно. С собой вёз палатку, спальник, комплект сухой одежды, еду, инструмент, минимум запчастей. Дополнительно взял средства самоспасения (полиспаст, верёвки), пять литров бензина в бутылках, поплавки для преодоления водных преград и комплект правильных колёс. В путь отправился на лысых "докатках", чтобы добравшись до места, переобуться и получать удовольствие на новенькой Петрошине.

 

 

 

В первой части похода нужно было как можно скорее добраться до Котласа, поэтому выжимал максималку на своей большой самодельной звезде – аж целых восемьдесят км/ч по навигатору. Ехал по Мурманскому шоссе почти без остановок до поворота на Алёховщину. На заправке встретил мотоциклиста из Перми. Андрей едет уже третий день, держит путь в Карелию. Успел и промокнуть, и неудачно просушиться (спальник попал в цепь), но настроение боевое. Тоже, заправился и снова скорее в путь.

Свернул на Алёховщину, чтобы проехать красивыми грейдером через Винницу. Далее, при первой же возможности также уходил с асфальтовых дорог, ибо нет счастья глотать километры на ровном однообразном покрытии. Подъёмы, спуски, река Оять протекает справа, лесной склон слева, всё это радует глаза, дышится легко.

 

 

К вечеру достиг Онежского озера, и решил посетить Андомскую гору. Обычно проезжал мимо, время поджимало. Теперь я в свободном графике, не мог не увидеть это чудо природы. Впечатлён.

 

 

Кстати о чудесах и совпадениях – на одной из коротких остановок на обочине, под подножкой увидел гаечный ключик. Ржавенький уже, размер семь на восемь. "Неспроста" – подумал я, и положил его в кармашек сумки. И этим же вечером он мне пригодился. На случай дождя или иной неудобицы взял с собой портативную газовую горелку, чтоб наскоряк чаю закипятить или чего ещё приготовить. При попытке зажечь тут же забился жиклёр, и, чтобы разобрать-почистить, понадобилась именно такая размерность – семь и восемь. Начало удивлениям положено.

 

Вологда.

Накануне похода звонил Володя Борода. Давно мы не виделись. Поэтому путь свой проложил через Вологду. От Вытегры поехал через Липин Бор (никогда ещё тут не ездил). И вот это встреча – на заправке вижу Андрея Широкова и его сына. Едут под Медвежъегорск отдохнуть и погоняться на мотиках. Передаёт приветы питерским и разъезжаемся дальше. Хотел я проехать через Белозерск, но крюк получается с паромными переправами, так что мог бы добраться до Вологды очень поздно. Итак едется тяжеловато, даже в районе Новленского свернул в поле и вздремнул возле мотоцикла минут двадцать. Не сразу в походный режим втягиваюсь, устаю.

 

 

Наконец доезжаю до Бороды. Встреча, обнимашки, разговоры. Каждый о своих планах, житии-бытии рассказал. Немножко постучал молотком – заклепал намертво замок цепи вместо постоянно слетающей запорной пластинки. Володя посмотрел тогда и ещё сказал, что цепь тоже "докатка".
"Да ладно, - говорю – она всего ничего на сорок девятой отработала то." Однако он был прав. Но об этом позже.

 

На Котлас

Прости меня Вологодская земля, ехал я без остановок напрямую. Когда-нибудь специально запланирую неторопливую поездку по города и весям, чтобы насладиться кружевами полей, лесов и рек, чтобы прочувствовать красоту великой частички нашей земли.

В общем, пролетел за день через Тотьму и Великий Устюг и достиг к вечеру Котласа. Лишь короткие остановки в придорожных своротках на чай с земляникой и фотографирование реки Сухоны с красивыми, подмытыми слоистыми берегами. На ночёвку встал на высоком месте возле стариц недалеко от Северной Двины, с видом на Котлас.

 

 

На Яренск.

Несмотря на ранний подъем, опоздал к утреннему парому через Вычегду (в восемь утра). Пока разбирался с навигацией, пока тупил в городе, путался в направлениях, паром уже ушёл. Всего то на восемь минут не успел, жалко. Следующий только в десять. Сижу жду, вникаю в ситуацию. Паром вернулся и привёз пару машин и молоковозку. Ещё немного посидел, купил свежего молока, поговорил с водителем. Оказывается, что есть понтонный мост, но только в Коряжме, это километров тридцать вперёд. Прикинул, что в десять я точно буду на том берегу и впоследствии так оно и оказалось. Не стал я дожидаться переправы и поехал. На шоссе движение в сторону Котласа плотное, все едут на работу. Котлас большой промышленный город.

 

 

В Коряжме снова дозаправился и выехал к переправе. Движение реверсивное, регулируется светофором. У въезда шлагбаум и домик с кассой – переправа платная. С меня денег не взяли (поскольку мотоцикл маленький))).

 

 

Вскоре я уже ехал по дороге, ведущей в Яренск (ударение на первую букву). Жаль что не удалось посетить Сольвычегодск, он остался позади, но основная часть похода должна начаться с Яренска, туда я и спешил.

Проехав километров двадцать, я решил переобуться. Дорога к этому располагала – неплохая гравийка, немного песка, спрямленная, довольно ровная. Старая дорога идёт вдоль реки, но по ней, наверное, уже никто не ездит. Расположившись на остановке, снял надоевший лысый треллеборг и одел новенькую петрошину, причём сзади "пятёрка" – всякое может случиться, а лучше резины для таких "всяких" случаев нет))).

 

 

Под колёса побежала дорога. За Харитоново обещали ухудшение – я этого не заметил. Езда на петрошине довольно своеобразное занятие – на хорошей дороге едет плохо, на плохой - хорошо. Одно другое нивелирует, и всякой ерунды под колёсами просто не замечаешь, только газу поддаёшь, чтобы исправить нестабильность и ошибки в вождении.
На переправе мне сказали, что на участке перед Ларионово будет "кирпич", типа дорога закрыта, но при этом все ездят. Просто идет завершение работ и транспорт пока не пускают. Я так и сделал, поехал прямо. Вскоре местность оживилась, стали попадаться селения, справа видна река.

 

 

Фатальный случай.

Достигнув Яренска, заправился снова и готов был идти в сторону Усогорска. Прикрепил на "приборную панель" листки с маршрутом через Усть-Очею, Едву и Междуреченск по лесовозным бетонкам (спасибо сыктывкарским друзьям за подсказанный путь). Первые километры не принесли ничего нового – та же гравийка хорошего качества – легковушки ездят без проблем. Пройдя километров двадцать, решил смазать цепь (хотя на песчанных дорогах это бессмысленно и даже вредно, тем не менее вдруг решил сделать это). И вижу, что на цепи не хватает роликов. Вот сюрприз… Стал считать, семь или восемь звеньев, на первый взгляд. Надо было решать проблему, поэтому покатился потихоньку до первой же лесной стояночки со скамейками. Там разъединил цепь (с заклёпанным замком, кстати), заменил шесть звеньев (больше в запасе не было), остальное раскидал поровну по всему расстоянию. Ехать пока можно, но пускаться во все тяжкие уже заказано. Так хорошо выстроенный маршрут полетел в топку. Обидно. Если не найду новую цепь, то путь только один –домой, медленно и печально… С такими грустными мыслями и заснул, а на улице пошёл дождик.

 

 

На маршруте

Утро встретило солнышком, приободряя. Ну что ж, значит пора в путь. Двинулся не торопясь, видно у меня судьба такая, беречь трансмиссию. Дорога не внесла нового – та же приличная отсыпанная гравийка. Понравился мост через ручей – новенький, края отсыпаны гранитной щебёнкой явно нездешнего происхождения. Это даже вызвало воспоминания о посещения амазонитового карьера в прошлом году.

Через двадцать с лишним километров повернул налево и началась обещанная бетонка. Это колея в два ряда плит метровой ширины, а слева (иногда справа) полоса песка или грунта, т.е. дорога двухполосная. Летом автомобили предпочитают ездить по грунту, а в мокрое время года скорее всего по плитам. Пока приноравливался к движению, упал по своему обыкновению. Не удержался, слетел между плитами и некоторое время скрежетал металлом, разбрызгивая воду. Мотоцикл отделался царапинами, а я мокрыми ногами, что впрочем уже не имело значения, поскольку снова пошёл дождь уже до самого вечера.

 

 

На самом деле, ничего особенного в этой дороге нет. Ехал в основном по плитам, поскольку на песке нагрузка на цепь выше. Ещё утром я стравил воздух из перьев вилки, чтобы она стала мягкой и не била в руки. При этом увеличилась продольная раскачка, но к этому быстро привыкаешь. Неровности мотоцикл глотает отменно.
Изредка встречается встречный транспорт, один раз меня обогнала Газель. Если впереди идёт большой грузовик, грохот слышен издалека, будто работает большой завод. Я успел воды из ручья набрать, прежде чем он появился в  пределах видимости. Мотоцикл же работает очень тихо, поэтому два человека в одинаковой темной одежде заметили меня довольно поздно и ретировались в кустарник, когда я уже подъезжал. Стояли и глядели снизу из-за ветвей.
Смотреть по сторонам абсолютно не на что, под колёсами не пойми что, съездов в стороны почти нет. Этот отрезок пути нужно проезжать без остановки, как многие и рекомендуют. Я поступил также. И кажется, что бетонки мне теперь будут сниться – целый день мотоцикл верх-вниз и я с ним тоже.

 

 

После поворота на Едву пошла новая отсыпанная дорога. Покрытие свежее, песок местами рыхлый. Пришлось осваивать новую для себя технику вождения. Раньше я панически боялся песка, теперь же это стало неизбежностью, когда-нибудь приходится начинать новую жизнь))). На ночёвку встал в совершенно безыдейном месте, на старой дороге ведущей к реке, но другого я просто не смог найти. Продолжался дождь.

 

 

Мысли бродят в голове, думы разные. В путешествии должен быть своего рода ключ, сверхидея. Раньше, для меня этим было путешествие вниз по реке Вашке. Для этого я так торопился. Теперь же, в связи с новыми техническими обстоятельствами, моя цель откладывается и надо решать, каким будет поход дальше, какой проложить новый маршрут. Ясно одно, что дальнейшее продвижение вперёд уже рискованно и двигаться нужно в сторону дома. Как и что я увижу на этом пути, вот это и нужно будет решить в ближайшее время.

 

Новые надежды.

Утро без дождя уже большое счастье. Собрался, доехал до Усогорска. Первым делом разыскал магазин автозапчастей и разузнал про все торговые точки, в которых могут продаваться мотозапчасти. С третьей попытки повезло, на площади нашёл вагончик с вывеской "мото". Меланхоличная девушка за прилавком на мой вопрос "А есть ли у Вас цепь для Ижа?" потребовала уточнить "Для какого Ижа?". Я был слегка озадачен, ведь ходовая у них одинаковая! Всё в том же умиротворённом стиле продолжил беседу: "Для Планеты, на улице стоит" и получил утвердительное – "Есть". "Дайте две!" – обрадовался я (одной цепи мало, коротка). Приобретя заветное и рассовав по багажным сумкам стал решать, а в какую сторону мне двигаться? Дело в том, что во время поисков магазина, мне удалось поговорить с местными жителями, и все в один голос говорили, что если хочешь попасть в Лешуконское, можно легко доехать до Пыссы и, переправившись через реку, двигаться дальше – дорога хорошая. Посмотрев на цепь-погремушку, смазав её для приличия, решил, что попытаться надо, ибо надежда на интересное продолжение снова ожила. По крайней мере у меня уже есть что поставить в случае полного разрушения цепи. Прикинув километраж, заправил полный бак. В итоге у меня запас хода с учётом пяти запасных литров, по предварительным оценкам, около четырёхсот километров и этого должно хватить с запасом. Ещё две бутылки не стал заправлять.

По устным сведениям, мне нужно было немого проехать по бетонке и свернуть налево. Немного это сколько? Десять километров? Тридцать? Сто? Ладно, посмотрим, дорога то одна. Перемахнул через мост, кстати через Мезень (река имеет очень извилистое русло и получается так, что верховья протекают совсем недалеко от уже полноводной части. Это хорошо видно на карте). Вышел на бетонку, "помчался", насколько позволила гремучая цепь.

 

 

Проехал поворот на Кослан, двигаюсь дальше. Бетонка широкая, двухполоска, в меру ровная. Но вот почему то левая полоса ровнее чем правая. Впрочем это общая тенденция для всех дорог без исключения, куда бы ты не ехал…

Долго ехал, километров семьдесят, пока не добрался до своротки налево, ведущей по карте в Малую Пыссу. Однако она почти не наезжена, и через полтора километра пошла по заболоченной местности. Так, легковушки тут совсем не ездят, не угадал. Вернулся обратно, попробовал вычислить ещё один путь. Та же история, только путь преградил "мостик" из щепы. Я то могу проехать дальше, но вполне возможно упрусь в брод или в болото, а с гружёным мотоциклом преодолевать это будет слишком тяжело. Снова вернулся обратно. Пытаюсь угадать в карте возможные варианты прохождения, осматриваюсь.
В этих местах люди пропадают. Объявление с фотографией - ушёл в лес и не вернулся, нашедшим останки или фрагменты одежды просьба сообщить… С тайгой не шутят.

 

 

Решил двигаться в обратном направлении чтобы найти нужный поворот. Мой путь по однообразной дороге скрашивали зайчики, перебегающие по диагонали, да тетёрки, летящие впереди. Причём долго летят, метров по двести. Кажется, что добавь газу и можно схватить её за хвост, но что-то меня останавливает от этого. Вдруг навстречу едет "пятёрка", моргает фарами, требует остановиться. За рулём дядечка, уже в годах. Разыскивает пропавшую на прошлой неделе лайку (это его объявление было изображено на будке-беседке у своротки). Спросил куда еду. Узнав что в Малую Пыссу, сказал, что можно проехать через девяносто второй километр. "Там на "буханках" ездят, только лежнёвка неприятная и болотинка одна имеется". Я говорю что гружёный, получится ли? – "Ты, на таком мотоцикле, проедешь!". Ну раз велят ехать, значить надо))). Попрощались, разворачиваюсь, еду. Вот и указатель на Вернемезенск, мост и наконец действительно накатанный поворот влево в лес.

 

 

Для начала под колёса ложится колейная бетонка. Поворот вправо - и пошла лежнёвка. Ехать можно, если не спешить. Снова поворот и дорога становится гораздо лучше, шире. Если какие то засады и случаются, то смотри сразу – где то должен быть объезд. Постепенно песка становится больше, рассыпчатей, глубже. Еду по кромке леса – там плотнее, или объездками. На одной из них обнаружил следы "боггера" – джиперского колеса, серьёзные ребята тут ехали, а поверх него мотоциклетный след, причём на дорожной резине – и наши не лыком шиты))). Добавил рядом свой след, расписался как бы в книге дорог.

 

 

Неожиданно начался "пальник" – горелый лес, и дорога стала совсем песчаной. Песок сыпучий, глубокий, единственная колея посередине. Для себя я прозвал это место Дакар, потому что медленно ехать невозможно, только ходом. Упал конечно, разок, как же я без этого-то.

 

 

Пальник закончился, пошла обычая лесная дорога и вскоре должна была показаться деревня. Въезжать в неё под вечер я не стал, а стал искать место для ночёвки. Выехал к одной из проток Мезени и на меня тут же набросились комары. В результате устроил лагерь на противоположной стороне от дороги в прозрачном сосновом бору, продуваемом ветерком. Погода под вечер наладилась, светило вечернее солнце и это был один из самых лучших вечеров в походе. В палатке, установленной на мягком ягеле, снились удивительные, сказочные сны.

 

 

Надежда умирает последней

И всё же пришлось повернуть обратно. Под занавес такого интересного дня, ещё на песке среди пальника, в баке закончился бензин. Пришлось переключиться на резерв. В тот момент я никак не мог объяснить данный случай, по пробегу бензина должно было хватить ещё надолго. И в своих сказочных снах я пытался вычислить, хватит ли теперь топлива? По всем расчётам не хватало. Тогда посчитал вариант сплава вниз по реке из расчёта теоретической скорости течения один метр в секунду. За десять часов получилось бы тридцать шесть километров. Чтобы сэкономить недостающую по топливу сотню километров мне пришлось бы плыть три или четыре дня, а это непозволительная роскошь. Поэтому, как ни было грустно, я взял обратный курс, чтобы вернуться по дороге, которую прозевал тогда при выезде из Усогорска.

Судьба делает знаки, игнорировать которые выходит очень дорого, и важно понять их, увидеть, что является причиной, а что следствием. Много раз в походе такое было, и я поверил в неслучайность событий и совпадений. Ибо так оно и есть.

Так и сейчас. Стою на берегу Мезени, вижу тот берег, вижу дома, дорогу, которая ведёт к первоначальной цели, но понимаю, что отправиться туда не смогу. Даже если найду бензин (а здесь его в продаже нет, каждый привозит для себя и только под свои нужды), то во время непростого пути уставшая цепь скажет своё последнее слово, и добро, если только порвётся и слетит, а может и картер заломать. Запасная ижевская для силовых упражнений совершенно не годится, как потом окончательно убедился.
В общем, остались Большая и Малая Пысса и река Мезень в моей памяти как символ последней надежды, и осталось желание вернуться, чтобы продолжить свой путь.

 

 

Вдоль реки

Разузнав у местных жителей про дорогу на Усогорск, поехал вверх по течению. Заглянул на место паромной переправы (она чуть выше деревни), чётко видны свежие следы, видно с утра уже было движение. Скорее всего, утром и вечером работает.

 

 

 

Поехал дальше по дороге. Новое, отсыпанное полотно. Говорят, что строят прямую дорогу. Через восемь километров наезженный поворот вправо, и до того хороша дорожка, неширокая, плотная, через красивый лес, что не удержался – остановился у мостика через ручей и сфотографировался на память. Заодно вкусной воды набрал.

 

 

Проезжая через Политово, увидел дядьку, ремонтирующего видавшую виды Ниву. Остановился, поздоровался, разговорились. Он рассказал, что воды нынче много, Мезень никак не спадёт, что есть свободные дома и я могу здесь пожить один или с друзьями, порыбачить. Звал в гости на следующий год. Ещё рассказал, что подъезжая к следующей деревне Патраково, не нужно ехать прямо, а нужно свернуть в поле и проехать через деревню, так как прямо глина и ехать очень тяжело. Я так и сделал.

 

 

Дорога между деревнями широкая, раскатана автомобилями, песчаная. По сведениям, песка на пятьдесят километров. В основном нормально едется, но местами тяжеловато, вспоминаю вчерашний "Дакар".
А вот и Патраково.

 

 

Далее песка становится больше и глубже. Чаще останавливаюсь, чтобы размяться и отдохнуть. Вижу медвежьи следы, их вообще тут много, и старых, и свежих. Шастают туды-сюды. Недаром дядька, которого встретил на бетонке, говорил, что медведей развелось нынче, особенно возле речек. Фотографировать не стал, поскольку старые следы снимать без толку, а возле свежих останавливаться, честно, не хотелось.

Не доезжая до Мелентьево заметил дорожный знак "автомобили прыгают в воду" с табличкой "транспорт на обочине", и через полсотни метров стал ясен смысл его. Вид на излучину реки настолько красивый, что ударил в тормоза не глядя в зеркала. Стоял некоторое время, смотрел, любовался, и только спустя несколько минут достал фотоаппарат. Не зря знак установлен, от такой неожиданно возникшей красоты, можно не только остановиться, но и с берега скакнуть от изумления.

 

 

После Мелентьево песок стал конкретным и я стал чаще пользоваться объездками, благо натоптали их довольно много. Упал, конечно, как без этого, день начался, а я ещё ни разу))).

 

 

В Чернутьево начался асфальт. Вытряс песок из мотобот и покатил до Усогорска начинать новый этап в своём путешествии.

 

 

В Архангельскую область.

Пару неприятных слов про Усогорский бензин. Стала понятна причина жуткого пережога топлива по пути в Пыссу. На бензине, продаваемом на заправке в Усогорске, мотоцикл просто не едет. Выяснилось это сравнительным образом, на питерском топливе, вылитом из бутылки в бак, моторчик работает тихо и бодро, на местном - жёстко и не тянет вообще. Если доведётся побывать здесь ещё раз, буду заливать только девяносто пятый, особенно перед дальней дорогой.
К таким выводам я пришёл не сразу, а уже в процессе заполнения ёмкостей. Время было поразмышлять. Поэтому, заправив всё тот же "девяностовторой" с достаточным запасом, отправился на запад в сторону реки Пинега через Благоево (в котором, как сказали местные, заправки вообще нет).

 

 

Недалеко от посёлка Чим справа по ходу маленькая часовенка, переделанная из места для отдыха. Когда, кем и по какому случаю это было сделано не знаю, но здесь можно (и нужно) остановиться, чтобы спокойно посидеть, подумать, настроиться на дальнейший путь.

 

 

Дорога от Благоево до границы с архангельской областью очень прикольная, как говорят, "ровным слоем внутрь". Из проходящих машин даже такие вот штуки выпадают.

 

 

Наконец то достиг границы областей. Я уже стал опасаться, что Коми не отпустит меня. До свидания, республика, мы ещё свидимся. "Коготок увяз", частичка моя осталась здесь, обязательно вернусь.

 

 

До вечера добрался до реки Пинега. Позади остались бетонки, грунтовки, песчанки. А до реки всего то ничего – лесные дорожки уводят к самой береговой линии. Решив, что сегодняшний день пора завершать в красивом месте, сворачиваю в лес и вскоре достигаю высоченного берега. Несмотря на множество следов, сейчас здесь безлюдно. Место для стоянки выбрал на самой высокой точке, откуда видно и реку и берег. Здесь провёл остаток нынешнего дня и встретил новое утро.

 

 

Медленный туризм (с)моё.

В походе, как правило, бывают три состояния – доездка, когда валишь на все деньги до начала маршрута, перегоны, когда по сторонам особо смотреть нечего, и, наконец, та самая приятная часть, ради которой мероприятие и затевалось. Это состояние я как то прозвал медленным туризмом, друзья запомнили и подхватили. То есть, это когда едешь с комфортной скоростью и успеваешь, посмотреть, послушать, почувствовать красоту и уникальность далёких (и не очень) мест.

Вот с этого момента я снова сократил темп перемещения и двигался по дороге, ведущей вдоль реки, периодически останавливаясь возле интересных и красивых мест. Дорога нормальная, перед Занюхчей действительно немного рыхлого песка, о чём упоминают многие путешественники. В деревне Сосновка зашёл в местный магазин и, как ребёнок, вместо того чтобы купить каких-нибудь полезных продуктов, повёлся на зефир в шоколаде, который вскоре употребил, запивая вкусной речной водой.

 

 

На скамеечке возле моста через реку Булан решил все же заменить гремящую цепь на новую ижевскую. Пришлось повозиться дольше расчётного времени, поработать напильником, поскольку выколотка была рассчитана на пятьсотдвадцатую цепь, у которой оси немного толще ижевских. Через час всё было готово, собрал нужный отрезок. Хонда и Иж братья навек, или до конца похода уж точно.

 

 

Проезжая через село Остров, на одной из боковых улочек увидел колодезный журавль, и с тех пор "подсел" на них. Поразила монументальность этого нехитрого механизма. Впоследствии, встречая их на пути, обязательно останавливался и фотографировал, очень они мне понравились. А ещё, в почти каждом большом доме были маленькие балкончики на втором мансардном этаже. У кого попроще, у кого покраше.

 

 

 

В районе деревни Заедовье обнаружил маленькую АЗС. Девяносто второй бензин по тридцать рублей, что гораздо дороже общих цен. Но все же залил пять литров, разбавил Усогорскую недогорючку. Мотоцикл побежал веселее.

И снова деревни и сёла, жизнь протекает у реки. В назначенное время устроил обед на берегу, накипятил чаю из пинежской воды.

 

 

Село Веркола. На том берегу старинный монастырь, в селе имеется краеведческий музей. Много двухэтажных домов. И если бы знать их возраст, то я точно бы высказал предположение, что их когда то выстроили для больших крепких семей, а не для того чтобы плодить коммуналки.

 

 

 

Заинтригованный забавным указателем на Шардонемь (выполнен из пластиковых пробочек), проехал и через эту деревню. Привлекли внимание любимый колодезный журавель, выложенный в виде сарайчика дровяник со стенками из колотых чурок, и большое бревенчатое здание.

 

 

В Карпогорах, хотя и не задерживался, но проехал не торопясь, глазея по сторонам, и двинул дальше. Неожиданно возник указатель – налево Архангельск, прямо Лешуконское и Пинега. Велик соблазн, но сейчас я уже не рискну на большой круг. "До будущих встреч, Лешуконское" - сказал я и повернул влево. Вскоре достиг паромной переправы через Пинегу и двинул далее по укатанной бетонке в Архангельском направлении.

 

 

К Северной Двине

Это обычный перегон, населённый пункт был только один, Земцово. Дороги в основном отсыпаннные грейдера, кое-где уже знакомые колейные бетонки со второй грунтовой полосой. Где-то ровно, где-то ухабисто. Ехал практически без остановок до Светлого по указателям. Здесь обнаружил выбитую спицу в заднем колесе. Вытащил остаток, чтобы не мешала, и покатил дальше.

 

 

Видел забавную картинку на дороге – впереди ехал дядька на Иже с коляской. Вместо люльки большой деревянный ящик с невысокими бортиками, в котором крепко, на четырёх лапах стояла собака. Смотрит вперёд, уши развеваются. Отличное могло получиться фото, жаль на ходу снимать невозможно.

Был и неприятный случай. По пути от Светлого до парома, что в Верхней Паленьге, меня обогнала блестящая синяя машина с архангельскими номерами. Вдруг она остановилась и её пассажир зашвырнул пакет с мусором далеко за обочину. Машина рванула дальше, осадочек остался. Тут фантики в карман складываешь, банки и прочий мусор везёшь до ближайшей помойки или костра, а здесь на тебе, "береги природу, мать твою". Как будто не на этой земле живут. …

В общем, добрался до парома, а здесь уже небольшая очередь. Познакомился с семьёй из Сыктывкара, путешествуют на Шниве. Были в Усогорске, реках Выя, Пинега. Сейчас следуют далее, по достопримечательностям по пути в Архангельск. Приятные люди. Пожелали друг другу счастливого пути.

Кстати, пересекаю Пинегу второй раз, и это не удивительно. Река описывает большой крюк, забираясь далеко на север и здесь снова возвращается на прежнюю широту, чтобы вскоре влиться в Северную Двину.

 

 

Не доезжая Усть-Пинеги увидел просвет слева и повернул к берегу. Северная Двина открылась во всей красе. Очень высокий берег, с которого видна излучина реки со спокойным, полноводным течением. Берега слоистые, с обнажениями песка и камней. Чтобы сделать фото, стоял на маленьком уступчике, а подо мной многометровый обрыв до самой воды. И страшно, и красиво.

 

 

 

В Усть-Пинеге привлекло внимание здание, причудливо украшенное белыми дощечками, также позабавило обилие спутниковых антенн. На паромной переправе выстроилась большая очередь. Я даже начал было волноваться, но место для маленького мотоцикла всё же нашлось. Паром идет по широкой дуге, так ка прямо по курсу широкая песчаная коса. Судно сначала забирает вниз по течению, а затем возвращается обратно.

 

 

И снова начинается медленный туризм. Пока дорога не вышла на трассу М8, проезжаемые селения радуют глаз домами и открывающимися пейзажами. Видно реку, в некоторых местах можно спуститься к воде, которая очень тёплая, особенно на мелководье.

 

 

 

На трассе М8 сказка заканчивается и начался очередной перегон.

 

В поисках несуществующих дорог.

Доехал до Брин-Навалока и повернул на Самодед и в Обозёрский. Отсюда, утверждали две карты, идёт дорога прямиком к реке Онеге. Вот только один участок они стыдливо именовали грунтовым. Навигатор же категорически отрицал наличие этого направления. Решив, что со счётом два-один победили карты, я отправился в эту сторону. Уж больно велик соблазн проехаться вдоль русла красивой реки через деревни и сёла, сделав крючок по пути в Плесецк.
В Обозёрском увидел две церкви – одна старинная, окружённая со всех сторон цивилизацией. Другая новая, строящаяся – храм Тихвинской иконы Божьей матери.

 

 

До Щукозерья направление не вызвало опасений. Используемая для вывоза леса грунтовка вполне могла бы дать фору многим асфальтам. Еще десяток километров до развилки и укатанное направление изменилось на обычную грунтовку уходящую в лес. Небольшие лужи, немножко грязьки, вот так бы ехать до самого конца. Но через три километра снова перекрёсток. Направо колеисто-глинистая тяжёлая дорога, используемая для вывоза леса Налево обычная, слегка заросшая, лесная. Мне туда. К тому же, углядев свежие следы от Минска, я уверился в правильном направлении. Удивительно, несмотря на малоезжнность, здесь абсолютно нет упавших поперёк стволов, серединка чистая, можно ехать не боясь. Кое где влажно и лужисто, но для эндуро проезжабельно. Недолго длилось такое счастье – путь ушёл в длинный мокрый проём через болото, конца которого я не разглядел. Пропали следы "минчика", остались только пешие и тракторные. Приехали… Пришлось ставить лагерь прямо здесь, в лесу, в пяти метрах от обочины. Два шага налево – болото, два шага направо – глухой лес. Поставил палатку, набрал воды из ямки, заросшей мхом-сфагнумом, разжёг костёр. Сижу, думаю: - "И что я здесь делаю? Сижу буквально на кочке, пью воду, словно кикимора, из болота?" И до того мне вдруг захотелось на берег Онежского озера, что словами не передать. Так наверное только любовники могут желать друг друга. С этими мыслями и уснул, а утром, собравшись очень оперативно, двинул в обратном направлении с твёрдым намерением сегодня же достичь желанного берега, опустить руки в ласковые волны, послушать шорох песка и шум прибоя.

 

 

К Онежскому озеру.

Хотя сегодняшний день можно считать доездкой, без маленьких событий не обошлось. Ещё на лесной дороге встретился с мужичком, который ремонтирует здесь трактора лесовозные. Рассказал, что дороги нет, а если и ездят, то только на рыбалку на озеро. На вездеходах ездят, каракатах, но не на машинах. На карте она есть только потому, что начали строить, но так до конца и не довели. Периодически кто-нибудь заезжает сюда. Доверчивые)))). Например, в прошлом году мотоциклист из Ухты был на Ямахе, хотел проехать в Малошуйку, мол, там его родня. Как узнал что направо тупик, р-р-р-р-развернулся, и укатил (на заднем колесе, наверное)))). Ещё джип из Питера был, крутой Ниссан, весь фарами обвешен. Тоже хотели проехать, как и я. Также уехали обратно, но сначала поснимали как "фискарсом" лес грузили. Такая вот географическая замануха. Выезжая обратно на грейдер, сделал снимок – туда вам не надо.
(хотя, справедливости ради, хочу сказать, что по возвращении домой посмотрел космоснимки и увидел, что ниточка дороги всё же тянется от развилки на фото до деревни Усолье. Вполне возможно, что проехать удалось бы, но не в одиночку и не гружёному).

 

 

По дороге в Плесецк набрал воды в реке Емца, порадовался чистоте и живости протекающей воды. Глубина по колено, но холодная, будто ключевая. На дне виден каждый камешек.

 

 

Неожиданно попал под проливной дождь. Погода то стояла великолепная, солнечная, небо в редких белых облачках. Вдруг пробежала чёрная мрачная туча, поливая всех на своём пути таким дождём, что пришлось остановиться и переждать ливень под ёлкой в придорожном лесу.

 

 

Дорога идёт вдоль реки Онеги, то справа она, то слева. Традиционный обед устроил на берегу, на рыбацкой стоянке. Чай на этот раз сварил на онежской водичке.

 

 

На заправке в Плесецке подошли двое мужчин, интересовались мотоциклом, оборудованием, снаряжением. Видно, что они в теме и один из них озадачен выбором мото для туризма и отдыха. Поговорили немного и попрощались, пожелали счастливого пути.
В Каргополь не заезжал, так как объездная дорога вывела к направлению на Пудож. Справедливое слово – направление. Если дорога через Плесецк чередовалась асфальтом и грейдерами, основательно пропылившими меня, то здесь было всё, что душа пожелает – асфальт ровным внутрь, бетонки, гравийки простые, гравийки с камнями, извилистые участки, прямые, с горками и без… Но я не жалуюсь, от это ехать интереснее, тем более на эндуро. По пути пытался делать фотографии, но при въезде в Кенозёрский заповедник лес обступил со всех сторон и двигаться пришлось как в коридоре. Если с дороги не сворачивать, то ничего и не увидишь.

 

 

Пересечение границы с Карелией ознаменовалось появлением асфальта. Катил по нему без остановки до деревни Кривцы. На обочине вижу деда, который качает насосом переднее колесо китайского мотоциклика. Спрашиваю, - "Всё в порядке? Помощь нужна?" –"Да всё уже, заплатку поставил, до дома недалеко, доеду". Хорошо, еду дальше. Фотографирую мост через Водлу и, съезжая на грунтовку, почувствовал жёсткий удар в вилку. Смотрю, а переднее колесо то у меня пустое. Мистика. Если бы не эта остановка, то мог бы заметить проблему слишком поздно и покрышка была бы безвозвратно испорчена.

 

 

Задержка с заменой камеры подпортила планы. Я рассчитывал засветло доехать до Октябрьского, чтобы попасть на длинный пляж. Но в результате, до Пудожи добрался уже на грани, когда нужно было принимать решение. Решил ехать на Чёрный мыс. Купил в магазине вкусняшек для праздничного ужина и направился к озеру. Онега встретила вечерним штилем, огненным закатом, ласковой волной, шорохом песка и шумом прибоя. Счастье есть!

 

 

Солнце село, на небо вышла полная луна…

 

Днёвка и сюрпризы природы.

на следующий день я впервые никуда не ехал. Сидел, читал, собирал грибы, купался. Онега дарила чувство достижения цели, покоя и внутренней гармонии. С озера доносился ровный шум прибоя, поднялся небольшой ветер.

 

 

 

Я смотрел на мыс, и было желание собраться и пойти в сторону Бесова Носа, но с моим грузом и слабой цепью это была бы явная авантюра. Высокая вода сократила береговую полосу до минимума, и это усложняло прохождение

 

 

С полудня небо стало затягивать, пошёл мелкий дождик. Я закрепил тент и, глядя со стороны, радовался, какой образцово-показательный лагерь я устроил)). К вечеру заложил побольше дров в костёр, пофотографировал причудливые природные явления и, не дожидаясь заката, лёг спать под мелкую дробь дождевых капель.

 

 

Ночью проснулся от громкого шума ветра, почти грохота. Это резкий порыв ветра ударил с Онеги. Яркая вспышка озарила поляну - ветер раздул тлеющие угли костра, но дождь тут же погасил его. Палатка сгибалась и дрожала, ветер бил по ней, а тент захлопал и сорвался с креплений. Онега штормила. Кое-как одел дождевик (хорошо, что есть привычка не разбрасывать всё на улице, а складывать под полог), выглянул на улицу, оторвал остатки бечёвки, удерживавшие тент и подмял его под себя. В темное ревел ветер, озеро грохотало волнами, сосны раскачивались и гнулись, шумя кронами. Стало не по себе, я завернулся в тент и некоторое время сидел на наветренном краю палатки (чтобы её не сдуло) пытаясь соображать, что же делать. Мысли разные – "Если я живой, то значит ничего ещё не произошло", "Сколько это продлится, час или день? Спать то хочется всё равно", "Сосны, вы же крепкие парни, да? Ведь не упадёте на меня и на мотоцикл?" и всё в таком духе. Минут двадцать сидел, пока не стал замерзать, ведь промок я сразу. Придумал три варианта. Первое – забить на всё и лечь спать. Ведь палатка со мной точно не улетит, к тому же ветроустойчивость "Ладоги-2" на высоком уровне, проверено неоднократно. Второе – сидеть, следить за соснами, которые стоят с наветренной стороны, и если начнут падать, то линять быстро и в нужном направлении. Но мотоцикл надо бы отогнать в безопасное место, а то как отсюда потом выезжать. Третье – перенести палатку на полсотни метров вглубь леса, как сделал Борода в этом же месте два года назад. Решив, что это самое правильное, сходил разведал подходящую траекторию перемещения палатки. Палатку не нужно было нести, она двигалась сама, стоило только приподнять её. Оставалось только корректировать направление. В глубине леса ветер уже был не так силён, сосны шумели где-то вверху и не раскачивались, как те, что на самом берегу. Лишь дождь барабанил по палатке. Закрепив полог на новые колышки, я забрался внутрь и вскоре уснул сном младенца.

Утром проснулся на час позже обычного. Онега штормила, но дождь уже прекратился. На отменно синем небе проплывали величественные облака. Как будто и не было ночного кошмара.

 

 

Решив, что пора, наконец, возвращаться домой, собрался и пустился в обратный путь по береговой полосе. След мотоцикла недолго держался на песке, вскоре его замыли онежские волны.

 

 

Будет Карелия сниться.

Позади Вытегра и одноимённый грейдер. Неожиданно возникает указатель – "Петрозаводск столько км направо". Ага, это через Вознесенье. Минута раздумий и поворачиваю по указателю - поход продолжается! Вскоре я уже стоял у реки Свирь в ожидании парома.

 

 

Парень, командовавший погрузкой, живо интересовался мотоциклом, за разговорами время пролетело незаметно и вот мы уже на той стороне. Съехал с парома самый первый и долго двигался по отменному грейдеру в одиночестве, без пыли и обгоняющих машин. Чтобы пополнить запас воды, свернул к озеру. Смотрю по навигатору, а стою я сейчас как раз напротив того места откуда уехал утром. Только на другом берегу. Здесь мне понравилось, постарался запомнить координаты.

 

 

Еду и понимаю, что ждёт меня очередное приключение. Ещё до похода прочитал, что в глубине лесов находится Ионо-Яшезерский монастырь, вернее то, что от него осталось. Четких описаний подъезда у меня не было, только координаты, но всё же решил попробовать найти его. Навигатор прописал кратчайший путь и я последовал ему. Повернув в Шелтозеро, без труда добрался по грунтовой дороге до Матвеевой Сельги. По пути фотографировал, показавшееся интересным – разрушенную церковь, старые дома.

 

 

Далее нужно было выбирать – накатанная дорога уходила в сторону, малоезженная прямиком к цели. Поехал по ней. Покрытие плотное, местами видно мощение камнем, в котором даже проезжавший когда-либо транспорт не продавил сколь-нибудь заметной колеи. По сторонам малина растёт со спелыми ягодами и кусты шиповника. Такое ощущение, что я на той самой монастырской дороге. Но недолго счастье длилось, через пару километров упёрся в лежащую поперёк большую ветвистую осину без вариантов объезда. Обычно так егеря делают, перегораживают проезд, чтобы зверя не беспокоили. Мне ничего не оставалось, как развернуться и пытаться проехать другой дорогой.

 

 

Снова пытаюсь проехать по другой дороге. Мимо кладбища, соснового бора, углубляюсь в лес уже на четыре километра. Но на пути возникает следующее препятствие – заболоченная колея. Попытался немного проехать, тяжело. Прошёл вперёд, и за сто метров и за триста, одна и та же картина. Возможно, что где то будет повышение и ехать станет легче, но биться здесь я буду до скончания века. Поэтому разворачиваюсь… и не попадаю в свой след, сажусь рядом в мокроту. "Ерунда, - думаю, - у меня же Петрошина".  Действительно, сначала мотоцикл двигался, потом дела пошли хуже. Хода нет, а с места никак не стронуться. Выбравшись на бровку, не удержался и уронил мотоцикл плашмя в глинистую жижу, с большим трудом поднял. Стоит мой Сказочный в колее, переднее колесо на бровке, а задним шлифует веппскую глину, перемалывая траву и ветки, и ни с места. Пришла пора применить технические средства самоспасения. Достаю полиспаст, цепляюсь за мот и ближайшее дерево и начинаю тянуться. Напрягаю шнур, щёлкаю передачу и проползаю полметра-метр. И так много раз, пока не достиг более менее плотного дна. Следующую лужу легко преодолел ходом. Странно, но почти не устал. Потому что и не напрягался))).

 

 

Укладывая верёвки, посмотрел на свернутые в сумке понтоны и подумал – "Всё пригодилось, разве что поплавать не пришлось". Лучше бы я этого не делал, так как через полчаса я лежал прижатый мотоциклом, и не знал откуда придёт спасение...

Экспедицию к монастырю я был вынужден признать неудачной. Солнце клонится к горизонту и пора вставать на ночёвку. Проезжаю Малую Сельгу и пытаюсь найти подходящее место. Вижу на карте небольшие озёра и съезжаю на первую же отворотку, которая однако вскоре заканчивается тупиком. И тут, задумавшись, не удерживаю мотоцикл и падаю на бок, причём так неудачно, что левую ногу не вытащить и не повернуть. Сидеть могу только в неудобной позе, ничего толком сделать не могу. Как лиса в капкане. Время идёт, надо что-то делать. Пытаюсь поднять мотик за руль, сразу становится больно прижатой ноге, поднимать нужно наоборот, за колёса. Но ни сил ни возможности для этого нет. И тут мой взгляд падает на понтоны – вот оно, спасение! Достал один из них, развернул, подсунул под переднее колесо насколько возможно, сидя качаю руками насос. Со второй попытки получилось! Понтон раздувается и отрывает колесо от земли. Сначала разворачиваю получившую некую свободу стопу в удобное положение, а затем распинываю, расталкиваю правой ногой мотоцикл с его багажом и, наконец, освобождаюсь.

 

 

Надо сказать, что Господь не дал мне возможность сгинуть под мотоциклом или быть съеденным хищниками, находясь в печальном положении. Подстраховал. Буквально через десять минут после моего освобождения, на дороге тормознула "буханка" с лесничими. Оказывается, они видели мои следы в лесу, и это вызвало их озабоченность. Выяснив, что я не браконьер, сменили гнев на милость, даже рассказали, как на самом деле нужно проехать на Яшезеро, поскольку отсюда, как обычно, туда дороги нет. Узнав, где я был и откуда возвращаюсь, расчувствовались – "А может тебе еда нужна? Или, может, по пятьдесят?" Я ответил, что у меня всё есть и совсем не употребляю уже два года, после перелома ключицы. Буханка помчалась дальше, чтобы успеть до закрытия магазина, а я нашёл более мене приличное местечко у другого озера. Рыба плескалась у самого берега и, если бы у меня была снасть, то улов был бы гарантирован. Встретил здесь и закат и восход, прежде чем отправиться в дальнейший путь.

 

 

Завершение похода.

И снова в дорогу, через селения, мимо заброшенных церквей и индустриальных объектов, коих в Карели предостаточно. Проехал через Петрозаводск, повернул в сторону Питкяранты. Шоссе протянулось через типичные Карельские пейзажи, через прозрачные леса, через каменные гряды и скалы, мимо озёр, в которых утонуло небо. С удовольствием позволил себе устроить отдых прямо у дороги, лёжа на тёплых камнях рядом с мотоциклом.

 

 

К трем часам дня достиг водопада Белые столбы на реке Каарнайоки. Круг замкнулся. Два года назад меня сбила машина по пути к нему, и с тех пор жизнь моя изменилась. Теперь и я изменился. Много событий и мыслей, переживаний и решений прошло. И вот я здесь. Я снова чувствую себя мотоциклистом и мототуристом. В походе приходилось принимать решения, действовать, идти незнакомыми направлениями. Я понял, что мне нужно и что доставляет удовлетворение, а чего лучше не делать. Я живой. Спасибо полноводному потоку, что умыл и напоил меня в конце моего пути. Спасибо всем.

 

 

На следующий день я вернулся домой.

 

Эпилог и слова благодарности.

Поход длился тринадцать дней, один из которых днёвка. Пройдено четыре тысячи триста километров. Примерно половина дорог асфальт и половина грунтовые. Много песка в Коми и Архангельской области. Двигался через Ленинградскую, Вологодскую и Архангельскую области, через республику Коми. Завершение по краешку южной Карелии.

Первоначальная цель похода не выполнена, прохождения маршрута вдоль реки Вашка не получилось по техническим причинам. Но другая, самая важная цель достигнута и с материальными ценностями она не имеет ничего общего.

Огромная благодарность всем, кто напрямую или косвенно оказал помощь или содействие, способствующие успешному завершению данного мероприятия.
Спасибо друзьям за их личный опыт, рассказы о путешествиях, советы и практику, привитие нестандартного подхода к решению проблем и иных вопросов. За науку устройства туристического быта, принятия решений и выбора маршрута, за особый взгляд на окружающий мир. За универсальный ножик, он меня неоднократно выручал, за отличные крепкие мотоботы. За снаряжение и идеи его применения.

Спасибо жителям наших северных земель за доброе отношение к путешественникам, спасибо нашей русской земле за красоту и величие. Спасибо Всевышнему, что берёг меня и предупреждал.

Мир удивителен, события и совпадения неслучайны.

 

 

Владимир Шильников (bobas)

22 июля 2012 года – 04 августа 2012 года.