Кольская мозаика
или второй поход по Кольскому полуострову на вездеходах
(часть 4)

 


 

Ловозёрские тундры.
Добротная колея вела на север. В какой то момент нужно было угадать отворотку, чтобы не уйти на Пунчу, но для Алексея не составило труда правильно сориентироваться. Дорога сузилась, и привела к озеру. Чтобы не плутать, взяли генеральное направление и переплыли Саранчозеро напрямик. Ширина озера в этом месте составила пятьсот метров. От следующей рыбацкой стоянки такими же дорожками отправились дальше, и вскоре были на подступах к Ловозёрским тундрам.
 


 

Со склона открылся великолепный вид. Лес отступил, внизу хорошо видны озёра, в том числе и то, которое мы только что пересекали. А рядом, словно предостережение путешественникам, стояла сломанная доска скейтбордиста, обложенная камнями.
 


 

Поначалу ничего не предвещало трудностей. Камни мелкие, склоны некрутые, местами стелется мох и всякая малая растительность. Тундра тундрой. К тому же, некоторое время были отчётливо видны следы квадрика и мотоцикла. Вполне проходимая местность. Пройдя несколько километров, вышли к озеру Райявр.
 


 

В общем, красоту эту описать невозможно, можно только смотреть. И желательно своими глазами, потому что никакие рассказы, никакое фото и видео не смогу передать настоящих ощущений.
Где-то рядом находилось Сейдозеро. Практически всё время проезда через Ловозёры оно было справа от нас, периодически показываясь среди обрывистых склонов цирков и ущелий. Но если двигаться по вершинам, то маршрут получается только один. И отклониться от него невозможно, сразу попадешь на рельеф. Поэтому на Сейдозеро не заезжали. Лично для меня оно осталось отдельной темой для будущих путешествий.
 


 

Тем временем, растительность скудела. В последний раз показались среди камней скромные северные цветочки, мох уполз под камни и приобрёл неприлично коричневатый цвет. Поверхность склона стала всё больше напоминать строительную площадку, засыпанную битыми обломками. Наступило время вставать на ночёвку, а места ровного не найти. С трудом удалось поставить палатку так, чтобы уместить две пенки на относительно плоской площадке. Костёр, однако, был. Заранее припасённые дрова очень хорошо горели в каменной нише, на минуту позволяя забыть про ветер и дождь.
Но Ловозёры не обращая на нас никакого внимания были заняты своими делами – одно туманное облако, пробиваясь из расщелины, пыталось отвоевать себе пространство. Чему препятствовало встречное облако. Так и боролись они между собой, пока мы спали в дрожащей от ветра палатке.
 


 

Утром продолжили наше путешествие. С вершин открывались великолепные виды. Однако же на саму поверхность лучше не смотреть. Кроме уныния, эти камни более похожие на колотый наждак, не вызывали.
(Кстати, наибольший износ наши шины получили именно на коротком отрезке пути через Ловозёрские тундры. Поверхность каменных обломков была словно тёрка. Положительный момент в этом один – держак великолепный. Можно было не бояться соскользнуть вниз в определённых ситуациях).
 


 

Дошли наконец до перемычки между истоками рек Куфтуай и Уэлькуай. Здесь единственное место, где можно было попасть на другую "половинку" гор. Справа и слева каньоны с крутыми склонами. А впереди высится гора с многочисленными неприступными ступенями. Решили обходить её справа, что то подсказывало Алексею, что это правильный вариант. В общем, худо-бедно, со сжатыми зубами, под руководством опытных штурманов, преодолели грядку камней размером с колесо и более, и вышли на снежник. Фото ниже не постановочное.
 


 

Далее Алексей высмотрел путь по снежникам, по которому мы проследовали. Попутно, во время выполнения этой операции, мы также получили немного опыта движения по снежным склонам. Угол наклона постепенно изменился и стал угрожающим. Алексей, предугадывая ситуацию, вовремя среагировал и аккуратно спустился к нижнему краю. Наш же вездеход, некоторое время двигаясь с контролируемым скольжением, в конце концов этот самый контроль потерял. Несколько метров неуправляемого сноса, и мы оказались внизу, у камней. К счастью, никаких последствий, кроме испуга, данное приключение не принесло. Снежный козырёк вовремя подломился и смягчил удар приземления.
 


 

На данном этапе все опасности можно уже считать оконченными. Впереди просматривалась геологическая дорога. Никогда ещё появление проторенного пути не вызывало у меня большей радости. Несомненно, что "лучше гор могут быть только горы", но держаться за землю как-то сподручнее.
Тут же встретилась скважина в виде ржавой трубы, торчащей из склона. Внутри неё прослушивалось тихое бульканье. Я крикнул в неё шутки ради, а в ответ пришла ЭсЭмЭска "Такси недорого, только иномарки". Такой вот загадочный канал связи с цивилизацией.
 


 

Снова двинулись по вершинам. Иногда геологические дороги и шурфы подсказывали направление, но шли в основном по азимуту, руководствуясь картой. За горой Сенгисчорр увидели цирк потрясающей красоты. Озеро Сенгисъявр лежало на дне трёхсотметрового провала. Подобные масштабы поражают.
 


 

Умбозеро и Хибины, занимающие далёкий горизонт, словно зовут на будущие маршруты.
 


 

Напротив, с другой стороны горы, прячутся Сейдозеро и Ловозеро.
 


 

Наконец и до перевала Геологов добрались.
 


 

Экскурсия по горам закончилась, пора вниз. Можно было спуститься с Ловозёрских тундр по дороге, но как то неспортивно это. Вниз, к комбинату сошли по уступу между первым и вторым цирками Раслака (его хорошо видно на предыдущем снимке). В это время облака сгустились и зависли совсем низко. Сверху было видно, как на Ревду надвигался дождь, но в последний момент отвернул в сторону. В какой-то момент, на спуске, почувствовал запах тормозных колодок – это приходилось активно помогать трансмиссии педалью тормоза. Таков был затяжной и довольно крутой каменистый склон.
Но вскоре несколько сотен метров перепада высоты оказались позади, и земля встретила нас ручьями, деревьями. Очередной этап нашего путешествия завершён.
 


 

Обратно в Туманный.
Ночевали на горке, с верхушки которой хорошо видна Ревда. Утром подъехал Валерий, местный житель. Поговорили о горах, тундре, машинах и рыбалке. Уточнили маршрут следования к Ловозеру. Оказалось, что можно проехать напрямик вдоль высоковольтной линии, что мы и сделали.
 


 

Всякий более менее значимый отрезок пути на Кольском полуострове, как правило, вбирает в себя все особенности местности. Можно увидеть элементы рельефа, болото, твёрдое покрытие, ручей или речку. Так было и в этот раз, на линии электропередач нашлось всё, ужатое в масштабе до двух десятков километров.
На ЛЭП встретили бригаду электриков. Постояли, поговорили, они интересовались нашими вездеходами, мы осмотрели их МТЛБ, перестроенный под гражданские нужды. Он совсем не похож на тот, который мы однажды увидели в тундре. Этот, как бы, комфортабельный, что ли.
 


 

А в стороне, словно не желая упускать нас из виду, по прежнему вздымались вершины Ловозёрских тундр в туманной дымке.
 


 

Собственно, как только вчера покинули Ловозёры, так поход можно было считать оконченным. Когда основные задачи выполнены, остаётся только путь обратно, к точке возврата. Доездкой называется. Так бывает во всяком большом походе, и наш не исключение.
В посёлке Ловозеро заправляться не стали, топлива в баках оставалось в избытке. Только закупили недостающих продуктов. Реку Воронью пересекали в привычном месте, там где в неё впадает река Нивка.
 


 

На карте был обозначен зимник по правому берегу Вороньей и в обход Серебрянского водохранилища, но по факту ничего нет. Шли по болотам, обходя лесные массивы. Но нельзя сказать, что смотреть не на что. Чего только стоил брод через речку Уйма. На берегу галечный пляжик, усыпанный маленькими окатанными камешками удивительной формы. Немного позднее, на горизонте показался массив Оленьи горы. Он вполне может быть отдельной темой для несложного красивого путешествия.
 


 

В конце концов тундру прочертили вездеходные колеи, сказывалась близость к Туманному. Объехали кораль, пустой в это время года. Далее шли придерживаясь колей, пересекая реки и ручьи, мимо озёр и болот. Близость цивилизации чувствовалась буквально кожей. Там, далеко в центре Кольского, ощущения были совсем другие.
 


 

Наконец достигли посёлка. Поход окончен.
 


 

 

 

 

 

Полный трек похода

 

 

 

 

 

Послесловие.
    За месяц пройдено более тысячи километров. Порадовала техника – совсем не было крупных поломок. Иногда возникали мелкие неприятности – открутились болты опоры, лопнул шланг, не настроена кулиса КПП и т.д. Всё тут же исправляли на месте. Вездеходы обладают хорошей проходимостью, экономичны, неплохо плавают.
    Осадочек остался после происшествия в Туманном. Во время нашего отсутствия, из УАЗика украли канистру с топливом и инструмент, разве что полы не подмели. Из баков слили весь бензин. Раньше я считал, что на севере совсем другие понятия. Ведь рассматривать туристов в качестве добычи это удел дикарей, например сомалийских пиратов. Видимо что-то изменилось, гнилинка появилась. Тому в подтверждение мусор возле водоёмов в пределах доступности, брошенные китайские сети с гниющей рыбой, масштабная коммерциализация природы. Не хотелось бы терять север, которым он считался раньше – честный, чистый, настоящий. И это в наших силах, я верю.