"Что же остается, когда
съедена банка варенья?" – спрашивают Алису в стране чудес. "Что остается после
путешествия?" спрашиваю себя в конце пути. Философские вопросы, философские
ответы…
Но я попытаюсь найти простой ответ, вспоминая свой недавнюю поездку по
Карелии, которую совершил по пути на Мотобухту в июле 2015 года.
Итак, немного воспоминаний о Карелии и Терском береге лета 2015 года.
Карелия не по асфальту
27 июня – 5 июля 2015 года
Когда возникает зуд путешествовать – надо ехать. Техника ,как правило, почти готова. Родные и близкие или поймут, или потом успокоятся. Деньги найдутся. Время – а вот с ним нужно договариваться, поскольку, чем дольше живёшь, тем меньше его становится. И тем не менее наступает момент когда надо ехать, ибо не можешь больше жить без движения, без ветра в лицо, без постоянной смены картинок природы, без эмоций и впечатлений. Пора путешествовать
"Сухие ноги в походе – это мечта в чистом виде" ((С) почти как Агата Кристи)
По прогнозам мокрое лето. И точно, как только выехал из города, тут же пошёл дождь. И так он то сильно, то моросяще поливал меня по пути через Карельский перешеек и вдоль северной части Ладожского озера. В районе Лахденпохья встретил мотоциклистов на чоппере, толкающих байк по обочине. Поделился бензином. Подивился их лёгкой одежде - дождь хлещет, а они в косухах и джинсах. Проехал Сортавала. К Ляскеля небо смилостивилось и перестало лить воду, наконец то я снял дождевик. Отсюда поворот на север и путь мой лежал в Толвоярви, первая точка моего плана.
Асфальт вскоре кончился и началась грунтовая дорога, которая прошла вдоль озера Янисъярви , затем поверот направо и снова на север. Начались неглубокие колеи, которые , однако, не помешали двигаться. Уже поздним вечером достиг указателя на бывшее финское село Толвоярви. В прежние времена здесь было множество хуторов, но две войны и советская власть стёрли их с лица земли. Остались лишь красивые имена в красивом месте. И кресты, в память ушедшим людям и их домам.
Переночевав на заросшем берегу озера, двинулся в путь. Летающих кровопийцев было настолько много, что я отложил завтрак до более подходящего места. Вскоре оно нашлось, и я совместил приготовление еды, фотографирование и созерцание воедино.
Здесь очень красиво, природные гряды пересекают озёра и болота, образуя естественные насыпи со светлыми сосновыми борами и дорога пролегает по ним. Даже не верится, что это дело не рук человеческих, а природы. Но поверить придётся, это так.
Вскоре начались обещанные лужи. Меня предупреждали о них, и каждый раз, въезжая в воду, повторял про себя напутствие – "дно твёрдое". Так оно и есть. В одной, самой длинной луже не удержал мотоцикл, переднее колесо скинуло на камне и мотоцикл сильно наклонился. Стоя в неудобной позе не смог выпрямить его и положил в воду, прежде чем снова поднять. С боковых сумок и чехла пенки стекала вода – как говорится, с почином. И прощай сухие ноги.
Вегарус – тихое, спокойное село. Люди заняты своим делом во дворах. Под мостом бежит река в выложенном камнями русле.
Те не менее, пробег после последней заправки составил около двухсот километров, пора заправится. Поэтому вниз в Суоярви. Здесь залил полный бак и снова взял направление на север. По пути изредка расчехлял фотоаппарат, чтобы запечатлеть остатки финских строений, виды Поросозера и Гимольского озера. Здесь, на берегу устроился на ночёвку на малодоступной рыбацкой стоянке. Никто не мешал этой ночью, ни люди, не комары. Завтра на Воттоваару.
Поросозеро
Гимольское озеро
Воттоваара. Не путай меня, леший.
В этот день мой географический кретинизм был на высоте. Нет, я добрался до основания горы и не заблудился, дорога была лёгкой. Но уже на месте я запутался среди тупиковых дорог. Навигатор показывал всего два километра до "чёртовой лестницы" и я решил больше не жечь бензин и идти пешком напрямик. Ага, первые же пятьсот метров показали, что я не прав. Перейдя через две гряды и болото с ручьем, рискуя упереться в озеро, я всё же вышел на правильную дорогу, которую не нашёл прежде, и двинул вверх никуда не сворачивая. По пути фотографировал красноватые плоские камни и познакомился с огромным чёрным вороном.
Дорога завершилась площадкой у озера с чистой и вкусной водой. Далее уходили пешеходные тропы, которые здесь проложены в разных направлениях и очень хорошо видны. Сразу видно, что Воттоваара не скучает. Взойдя к вершине, наконец позволил себе небольшой отдых, совмещая чаепитие и фотографирование. Виды с горы, конечно, очень красивые, напомнили ощущения, которые возникали во время походов по Кольскому полуострову.
Воттоваара
"Камушки на ножках" забавные встречаются. Специально не искал, но периодически они встречались. Природа великий художник и фантазёр.
Разглядев вдалеке группу туристов (до этого здесь было абсолютно безлюдно), проследил за их направлением. Так стало понятно, где искать "чёртову лестницу". Погуляв ещё немного среди причудливых стволов и камней, пошёл по нужной тропе, которая повела меня через лес и болото.
Промочив ноги (в который раз) и наевшись черники вышел к скале с изрезанной поверхностью. Ледник, пройдя по камням, оставил ступенчатый след, напоминающий лестницу, ведущую в никуда. Поднявшись по ней, можно только сигануть вниз на десяток метров с отвесной стенки, ничего больше там нет. Немного позднее нашёл ещё такую же лесенку, но гораздо меньше. Видимо слоистое строение каменного основания позволило леднику создать такое творение.
Да и вообще, обострённый легендами взгляд способен разглядеть среди камней и змеиную голову, и расцарапанный когтями валун, и даже отпечаток гигантской ладони. Выдумщики и впечатлительные натуры – наслаждайтесь!
Но на самом деле здесь и красиво, и интересно, и даже немного увлекательно ходить по тропинкам и делать маленькие открытия, любуясь новыми картинками.
Однако, пора в обратный путь. Я окончательно потерял тропу и снова пошёл напрямую через лес. На этот раз вышло удачнее. Вскоре попал на дорогу и в конце концов достиг места, где спрятал мотоцикл. Не сразу нашёл его, так как навигатор дал ошибку в сорок метров. Здесь же, на берегу лесного озера решил заночевать – сил ехать куда либо не было. Цинично съев банку тушёнки в одно лицо, почувствовал таки способность поставить лагерь и разжечь костёр. В этот день я прошёл около двадцати километров пешком – это, все же, слишком для меня.
Большой дождливый перегон.
В этот день случился большой перегон через центр Карелии. И виною этому дождь, который гнал меня и не давал остановиться. С утра, правда, погода была замечательная. И дорога от горы до Суккозера интересная – проходит по лесу, изредка мостики и артефакты разные встречаются.
В Муезерском заправился, и не успел много проехать то, как небо потемнело. Ерунда, подумал я, пережду где-нибудь. Однако крупные капли упали на шлем раньше чем ожидалось. Рассчитывая на непродолжительный дождь, встал за сосной (не самое подходящее укрытие конечно). И тут я получил по полной – настоящая гроза, с ветром, градом и молниями. Жалея, что одел всего лишь дождевую куртку, крутился вокруг ствола минут двадцать, не меньше, уворачиваясь от струй воды. Штаны промокли, мотоботы само собой тоже (сухие ноги – это мечта…). Вскоре дождь приутих, но не прекратился. Ясно что это надолго, а может быть навсегда… Одел уже малополезные дождевые штаны и поехал мимо Ледмозера, Костомукши, Вокнаволока. Лишь не доезжая Войницы дождь приутих, остановился и я. Рыбацкая стоянка у озера Верхнее Куйто предложила устроить ночлег, я не отказался. Сухие ветки можжевельника подарили костёр, над палаткой я натянул тент. Заснул под стук капель.
Утро лучше чем вечер.
Причем лучше во всех
отношениях, чему доказательством сегодняшний день. Во первых, дождь прекратился.
Во вторых, я увидел чудо (об этом чуть позже). В третьих, я познал разочарование
(ну это как раз поздним вечером).
Сегодня я рассчитывал увидеть Куми порог, поэтому достигнув перекрёстка с
указателем Войница направо, поехал налево, в сторону финской границы. Не сразу,
как обычно поплутав, нашёл нужный поворот. При подъезде к водопаду, дорога
проходит через замечательный сосновый лес, очень светлый, с песчаной почвой.
Ехать весело и приятно. Чтобы подойти к воде, нужно спешиться на верхней
площадке и идти на шум воды, желательно по правой тропинке. Признаюсь, такого
удивительного зрелища я давно не видел. Вода, сливаясь вниз широким потоком
завораживает. Каждый раз, когда я собирался уйти, что-то менялось в природе,
появлялся новый свет и порог становился другим. Иногда сквозь белый шум
доносились глухие раскаты, от которых сотрясались камни, будто там на дне
происходила тяжёлая работа. Вдруг солнце окончательно освободилось от облаков и Куми
засиял во всей красе. Струи и брызги зазвенели и заискрились, и мне привиделась
белокурая красавица в отражении водопада. Будто сама Суоми пришла зачерпнуть
волшебной воды в бурном потоке… Не без сожаления я покинул это место.
В этот день я решил увидеть ещё
один водопад, и обязательно заночевать под шум стремительной воды. Путь мой
лежал к порогам на небольшой речке, вытекающей из Кукас озера. Для этого мне
надо было сначала выйти на Мурманское шоссе в районе Лоухи, что я и сделал,
проехав через Калевалу, мимо Тунгозера, Софпорога и так далее. На заправке в
Лоухах залил полный бак отвратительного бензина (но другого там нет) и,
соскучившись по цивильной еде, заказал и съел полный обед с пирожками на вынос в
придачу. Это как раз сильно сэкономило время и поддержало силы, которые вскоре
пригодились.
Немного проехав, свернул в сторону Нольозера и двигался весьма продолжительно в
западном направлении, ориентируясь по карте типа "пачки Беломора". Несколько раз останавливался в сомнениях, один раз плутанул. Но если придерживаться накатанной дороги, изредка подсыпанной битым
кирпичом, то сбиться невозможно. Наконец, после нескольких весёлых подъемов, я
упёрся в размытую переправу. Первое разочарование – какой же он (порог)
маленький, сменилось вторым – по карте до водопада ещё четырнадцать километров,
а это совсем другая река с названием Винча. Приехали… Переправляться в одиночку
- безумие. На дворе ночь (белая), поэтому - палатка, скромный ужин, беспокойный
сон.
Под утро приснился рэп. Текст песни не запомнился, а вот рефрен слышал отчётливо: "Бутылки! Бутылки!". "Что за бред" – подумал я, проснувшись. Но на всякий случай при сборах покрепче привязал поклажу на мотоцикле. Не помогло – на обратном пути к трассе, бутылка с питьевой водой незаметно покинула нашу команду. Поэтому сделал остановку на берегу Нольозера, чтобы найти замену потере, благо пластика в нашей стране валяется много. Заодно пофотографировал. При выезде на шоссе оказалось, что одна бутылка с бензином потеряла герметичность, сразу её и заменил. Вот такие вещие сны случаются.
Поразмыслив над будущим, решил ехать сразу на Терский берег. Из графика я уже выбился, гнать не хотелось. Ранее, в планах было посещение Хибин и прохождение от Октябрьского до Умбы, но обстоятельства не позволили стартовать в намеченный срок, да и в Карелии я провёл на день больше. Поэтому решил не торопиться и оставить Хибины на следующий раз, чтобы не торопясь, с удовольствием, и даже, может быть, в хорошую погоду...
Через Кандалакшу и Умбу доехал до устья ручья Лодочный не торопясь, много раз съезжал с дороги на берег. Заглянул к устью Колвицы и к Тихвинской церкви в Кашкаранцах. Затем продолжил путь вдоль берега. Очень приятно снова видеть этот северный край. Несмотря на прохладный ветер, кажется, что здесь всё веет теплом.
Колвицкая губа
Тихвинская церковь в Кашкаранцах
Кашкаранцы
Аметистовый берег
Вот и лагерь Мотобухты. Этот слёт, собственно, был хороший повод снова побывать на Кольском полуострове и, наконец, проехать через Карелию не по трассе, а по грунтовым дорогам, попытаться заглянуть в интересные и красивые места.
А здесь, встречи, разговоры, новые знакомства, отдых. Один день, пятницу, я посвятил катанию по окрестностям. Побывал в Варзуге, проехал под селом вдоль реки, попробовал пески Кузомени, прокатился по множеству дорожек в лесу и наконец, вернулся в лагерь прибрежной полосой.
Варзуга
Кузоменьские пески
Лесные дорожки
Берег Белого моря
В субботу уже никуда не ездил, отдыхал. С удовольствием прослушал лекцию геолога и минералога Николая Фришмана. Отличный рассказ о камнях, истории края, животном мире. Знания широчайшие, рассказчик отменный. Теперь я точно знаю, что если возникают вопросы об устройстве мира, где мы живём, нужно обращаться именно к геологам.
Аметистовая "щётка"
мыс Корабль
А ближе к вечеру в лагере выступил фольклорный ансамбль Варзуги и зажёг всех ярким искренним выступлением.
В воскресенье отправился домой, время поджимает. Некоторое время ехал по М18, но в удобный момент свернул в сторону грунтовок, снова проехал через Поросозеро и Суоярви, мимо речки Кулисмайоки. Несмотря на спешку, на ночёвки останавливался в приятных местах, желательно чтобы и камни и красивые болота были под боком, в буквальном смысле этого слова.
Возвращаясь к началу моего рассказа - "Что остается после путешествия?" – я бы сказал, что остаётся послевкусие, как после чашки хорошего кофе. Остаются впечатления, переживания, воспоминания о маленьких приключениях. И ощущение что это вовсе не конец. Хочется снова повторить этот путь, пройти там, где не удалось, увидеть то, что не рассмотрел. Это только начало новых дорог.
P.S.
Пройдено 3300 км, мотоцикл Honda CRF230F.
27 июня – 5 июля 2015 года.
При возвращении, снова начался дождь. Ничего необычного. Ведь это лето мокрое, и
сухие ноги лишь мечта)))